Рубрика: Экономика СССР

Основные условия успеха реформы

Преобразование советской экономики неизбежно будет чрезвычайно сложной задачей и потребует многие годы для своего завершения. Три тесно связанных элемента составляют ее основу:

  • макроэкономическая стабилизация
  • реформа цен в условиях внешней
  • внутренней конкуренции и реформа собственности

Темпы и последовательность осуществления этих элементов, а также связанных с ними юридических и других мер, будут определять издержки начальных преобразований и темпы получения выгод от реформы.

Перестройка экономики осуществляется с одновременной значительной децентрализацией политической власти и ответственности. Многие аспекты экономической реформы зависят от предварительных, в основном политических решений: собственность вряд ли может быть приватизирована и превращена в источник дохода, пока не разрешен вопрос о праве собственности, пока права на частную собственность не защищены в полной мере; бюджетная реформа не может быть спланирована, пока не определены налоговые прерогативы и ответственность по расходам на различных уровнях управления; последствия отмены контроля над ценами зависят от того, как будут определяться цены на основные факторы производства, например, на энергию, в более децентрализованном СССР. Поэтому существует крайняя необходимость в новом Союзном договоре, который должен определить распределение прав и обязанностей, или по крайней мере, в формальном соглашении между Союзом и республиками по наиболее острым вопросам.

Движение СССР к большей политической децентрализации и региональной независимости одновременно сочетается с ростом экономической взаимозависимости. Экономическая интеграция суверенных государств в других частях света возрастает, так как они стремятся использовать преимущества и более широких рынков товаров и факторов производства. Создание межрегиональных барьеров на пути экономических сделок должно быть предотвращено, а существующие должны быть устранены. В данной исследовании предполагается, что республики сохранят при условии отсутствия торговых барьеров между ними всесоюзный рынок, общую денежную единицу и валютный курс, а следовательно и единую денежно-кредитную политику, единый внешний тариф и согласованное распределение обязанностей по налогообложению и расходам на различных уровнях управления.

Основные рекомендации по реформе системы, содержащиеся в данном исследовании, принимают во внимание характерные особенности СССР. Последний значительно отличается от других стран с централизованно планируемой экономикой, переживающих переходный период, в частности, замкнутный характер экономики СССР при крайне извращенных ценовых пропорциях, полное отсутствие опыта частной собственности, несущественную долю рыночной системы и неразрешимые конституционные проблемы. Однако СССР находится в более выгодном положении по сравнении с другими странами благодаря богатству природных ресурсов и гораздо больше низкой внешней задолженности.

Предстоит принять и провести в жизнь трудные и сложные решения во всех основных тесно связанных друг с другом областях реформы. Например, макроэкономическая стабилизация требует сокращения бюджетного дефицита до уровня, который может покрываться без вовлечения инфляционной денежной эмиссии. Реформа также потребует осуществления жесткой кредитной политики, повышения процентных ставок для контроля потенциальных инфляционных последствий либерализации цен и гарантии строгого ограничения бюджетного финансирования предприятий, что, в таком случае, вынудит их реагировать на сигналы рынка. Рынки не могут развиваться до тех пор, пока цены не станут свободно реагировать на колебания внешнего и внутреннего спроса и предложения. Другой ключевой показатель — обменный курс рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте — также необходимо приблизить к рыночному уровню. Отмена контроля над ценами необходима для ликвидации дефицитов, которые все больше поражают экономику. В настоящих условиях переход к рыночным ценам должен рассматриваться как кратковременная мера для прекращения экономического развала в результате роста тезавирования, бартерных сделок, черного рынка, торговли на доллары и ограничения свободного внутреннего движения товаров. В самом деле, плановое административное повышение цен производителя вряд ли будет иметь желаемый стимулирующий эффект, если рыночные цены не восстановят роли рубля как ценного средства обмена, имеющего внутреннюю ценность (или реального средства обмена). В условиях, когда ценовые субсидии составляют более 10 % ВВП, реформа цен также необходима для достижения макроэкономического баланса. Макроэкономическая стабильность, в свою очередь, необходима для успеха ценовой реформы.

Предприятия должны иметь возможность принимать решения в зависимости от ценовых сигналов. Для этого потребуется финансовая автономия, при которой владельцы и управляющие берут на себя ответственность за весь комплекс хозяйственных решений и за финансовые выгоды и затраты, связанные с этими решениями. Опыт доказал, что это возможно только, когда средства находятся в частной собственности. Кроме того, частная собственность открывает возможности для отдельных лиц и сокращает политическое вмешательство в управленческие решения. Что касается крупных предприятий, где приватизация представляет собой сложный и, по всей вероятности, замедленный процесс, реформа собственности должна начаться с перевода их на коммерческую основу. Поэтому реформа собственности крайне необходима для полного успеха реформы цен. В дополнение к этому, продажа государственной собственности может способствовать макроэкономическому балансу, хотя не следует слишком надеяться на быстрое получение крупных поступлений от приватизации.

Необходимо принять меры по созданию и сохранению конкурирующих рынков. Для обеспечения успеха перехода к рыночной экономике должны быть ликвидированы сегодняшние барьеры на пути конкуренции, включая существующие монополии, а также должно всячески поощряться создание новых предприятий и продукции. Это повлечет за собой отмену государственных заказов и ликвидацию отраслевых министерств. Давление конкуренции может быть также усилено за счет создания общего экономического пространства и путем либерализации торговли.

Для содействия успеху такой политики по всем трем ключевым аспектам потребуется много дополнительных мер. Начальная стадия перехода будет связана со значительными беспорядками, а переход к рыночным ценам отразится на людях с низким доходом. Поэтому для защиты наиболее уязвимой части населения от временных негативных последствий реформы придется создать систему социальной защиты, включающую пособия по безработице; а для более длительной перспективы надо будет разработать систему, аналогичную системам других стран с рыночной экономикой. Несомненно, такие системы защиты должны учитывать возможности бюджета.

На начальных этапах перехода необходимо соединить политику стабилизации с политикой доходов, которая управляет динамикой зарплаты и обеспечивает верхний и нижний пределы прироста заработной платы. Кроме того, может потребоваться кратковременная защита предприятий от потрясений, вызванных резким изменением цен на некоторые ключевые ресурсы, особенно энергию, а в ряде областей от острой конкуренции со стороны международных рынков. Тем не менее, необходимо без замедления перейти к открытой децентрализованной системе торговли и валютных курсов в целях ускорения интеграции СССР в мировую экономику.

Рыночная экономика опирается на правовую и организационную инфраструктуру, в основе которой лежит право частной собственности. Хотя для осуществления необходимой реформы правовой системы потребуется время для поощрения частной инициативы, безопасность частной собственности должна быть гарантирована с самого начала. Даже если приватизация крупных государственных предприятий окажется, по всей видимости, затяжным процессом, ускоренная приватизация мелких предприятий и перевод крупных предприятий на коммерческую основу продемонстрирует приверженность этому курсу.

Эти меры будут представлять собой первый серьезный шаг, однако их реализация, вероятно, все-таки оставит незавершенным значительный объем работ. Создание правовой инфраструктуры, обеспечивающей конкуренцию и борьбу с монополией, создание рыночной системы в банковской и финансовой сферах, демонополизация и реконструкция многих предприятий, реконструкция инфраструктуры транспорта и связи, разработка системы трудовых отношений, процесс приватизации государственных предприятий и колхозов и рассмотрение серьезных проблем окружающей среды — это лишь несколько их основных экономических задач, стоящих перед советским правительством и народом на ближайшие годы. Поскольку экономика развивается постоянно, процесс реформы никогда не завершается ни в экономике, которая, как советская только претерпевает радикальные изменения, ни в уже сложившейся рыночной экономике.

В остальной части исследования рассматриваются проблемы реформы и их влияние на основные сферы политики и отрасли экономики. Все упомянутые реформы должны быть осуществлены в рамках перехода к рыночной экономике. Невозможно предложить какой-то универсальный план реформы, как нельзя и предположить, что определенный план будет выполняться с какой-то определенной точностью. Тем не менее, можно выделить два общих альтернативных подхода к последовательности принимаемых мер — консервативный и более радикальный, который мы рекомендуем.

Comments are closed .