Рубрика: Экономика СССР

Окружающая среда

Забота об окружающей среде касается всех отраслей. Многие промышленные и сельско-хозяйственные районы СССР находятся на грани экологической катастрофы, являя собой серьезную угрозу здоровью настоящего и будущего поколений. Угроза здоровью со стороны окружающей среды в некоторых районах превышает в 10 — 100 раз допустимый уровень большинства стран ОЭСР. 16% общей территории находятся в критических экологических условиях. Разрушение окружающей среды, а также влияние этого на здоровье и состояние природных ресурсов, приносит существенные экономические убытки и согласно заявлению советского руководства, сокращает ВВП почти на 10%.

Успешно функционирующие рынки могут способствовать оздоровлению окружающей среды путем повышения эффективности использования ресурсов, включая сокращение объема потерь, при использовании производственных ресурсов (например, энергии и другого сырья). Промышленная реконструкция должна способствовать закрытию нерентабельных предприятий и, таким образом, благоприятно влиять на использование ресурсов. Если новые инвестиции включат передовую западную технологию, появится дополнительная возможность снизить загрязнение.

Повышение эффективности использования ресурсов на единицу продукции приведет к снижению выработки некоторых загрязняющих веществ. Такая мера не устранит угрозы, проистекающей от экстенсивного использования технологий, которые по своей природе вызывают загрязнение. Поскольку рынки сами по себе не в состоянии интернализировать издержки на охрану окружающей среды, для осуществления этого необходимо создать надлежащие законы, учреждения и политику.

Важным шагом является распределение ответственности по всем уровням госаппарата. Опыт других стран предполагает, что за Союзом целесообразно закрепить следующие прерогативы: регулирование проблем окружающей среды на союзно-республиканском уровне; установление минимальных стандартов состояния окружающей среды, согласование мер по охране окружающей среды и стандартов на продукцию, что в противном случае может неблагоприятно сказаться на межреспубликанской торговле и инвестициях; международное сотрудничество по защите окружающей среды; и определение степени участия всех регионов в решении экологических проблем. Права и обязанности руководства, ответственного за состояние окружающей среды, в частности применение всесоюзных стандартов к местным условиям и их введение в силу, осуществление конкретных мер, предусмотренных экологической политикой должны быть переданы республиканским, региональным или местным властям. Государственные органы должны нести ответственность за экологические последствия своей политики.

Создание компетентных учреждений займет какое-то время и потребует подготовки специалистов, особенно на региональном или местном уровнях действия по созданию таких учреждений должны сопровождаться использованием таких средств, как сборы и штрафы за загрязнение, которые дадут средства для финансирования административных расходов; направленные платы за использование таких служб окружающей среды, как очистка воды и стоков для создания фонда для будущих инвестиций на цели защиты среды; система экологического наблюдения для содействия в разработке и внедрении данной политики; выработка эффективных процедур для учреждения норм и, что наиболее важно, приведения их в исполнение; осуществление показательных проектов в приоритетных зонах, например, управление речными и воздушными бассейнами.

В процессе создания учреждений по защите среды, кроме того, потребуется принять во внимание возникновение групп по защите среды, которые добились закрытия предприятий, усиленно загрязнявших среду, и воспрепятствовали осуществлению инвестиций по новым подобным проектам. Наилучшим способом оказания поддержки таким группам является обеспечение более полной информации о состоянии окружающей среды, привлечение населения к процессу принятия решений и разработка эффективных процедур для оценки воздействия на окружающую среду.

Существует опасность того, что при обсуждении реформы жесткие ограничения бюджета могут отодвинуть проблемы защиты среды на второй план. Однако, если оставить экологические проблемы на потом, впоследствии их решение потребует больше затрат и ляжет тяжелым бременем на следующие поколения. Поэтому экологическая политика должна быть сосредоточена на ограниченном числе проблем первостепенной важности с использованием разумных в смысле затрат и окупаемых мероприятий, например, предотвращение аварий на устаревших предприятиях; ревизии производственных объектов, проводимой службами защиты среды; содействие снижению загрязнения воздуха макрочастицами, токсическими веществами и тяжелыми металлами; разработка средств по переработке токсических отбросов и усовершенствование политики обеспечения радиационной безопасности.

Comments are closed .