Рубрика: Экономика СССР

Обрабатывающая промышленность

На долю советской обрабатывающей промышленности приходится около 26% ВВП, что в основном совпадает с Восточной Европой (25 — 30%) и странами с развитой промышленностью (20 — 25%), однако, занятость в этом секторе гораздо выше в СССР, чем в некоторых странах с рыночной экономикой (Диаграмма 5). Предприятия здесь, в основном крупные, почти три четверти работающих заняты в компаниях, насчитывающих более 1 тыс. работников и пятая часть в компаниях, насчитывающих более 10 тыс. работников. Экспорт готовой продукции составляет незначительную часть выпуска, причем экспорт за пределы соцлагеря составляет менее 1 % выпущенной продукции, а в соцстраны менее 2%.

Слабость системы обрабатывающей промышленности совершенно очевидна: рост капиталоемкости с 2% в 1975 г. до 3,5% в 1987 г. отражает снижающуюся окупаемость крупных инвестиций; избыточное потребление сырья и энергии (потребление энергии в производстве стали составляет почти на половину больше, чем в Японии и на четверть, чем в США); низкую производительность труда и раздутость штатов (достигающую 100% на многих предприятиях).

Другим недостатком является концентрация производства в руках одного или небольшого числа крупных производителей (напр., холодильники и телевизионные трубки), что часто приводит к временным срывам в производстве и транспортировке в этой отрасли промышленности. Примером является недавняя нехватка сигарет, которая, в какой-то степени явилась результатом закрытия монопольных предприятий по производству клея и фильтров в Азербайджане и Армении. Более того, несмотря на относительную экономическую закрытость, некоторые отрасли обрабатывающей промышленности находятся в критической зависимости от импорта сырья и ресурсов. Это стало очевидно в 1990 г., когда произошел спад в обрабатывающей промышленности, в основном отнесенный за счет ограничения некоторых статей импорта (напр., листов холоднокатаной стали для автомобильной промышленности; красителей и лаков для изготовления автомобильных покрышек и упаковочного материала для пищевой промышленности).

Система централизованного планирования разрушила взаимосвязь спроса и предложения, приведя к нехваткам ресурсов для предприятий и готовых продуктов для потребителей, а также избыточное накопление запасов. Недавний анализ на потребительском уровне показал, что около 90% основных исследуемых промтоваров оказались в дефиците. Хотя этот дефицит существовал уже несколько лет, недавно он усугубился вследствие постоянного контроля над ценами и растущего избыточного спроса. В то же время, уровень накопления некоторых товаров очень высок, поскольку предприятия производят товары, которые практически не имеют спроса, а ставки процента на удерживаемые запасы довольно низки. Так в 1990 г. запасы на машиностроительных заводах были эквивалентны сбыту в течение шести месяцев, по сравнению с одним месяцем, а то и меньше, в странах с рыночной экономикой.

Переход к рыночной экономике потребует отмены значительной доли административного контроля, учета сигналов рынка и обеспечения функционирования таких служб, как транспорт, связь и финансовая служба. Отраслевые министерства должны быть распущены, вместо них одно Министерство промышленности в Союзе и каждой республике должно содействовать деятельности предприятий и регулировать последнюю, а не заниматься вопросами производства. Их роль должна заключаться в выработке и проведении промышленной политики, наблюдении за долгосрочными тенденциями и международными разработками, распространении информации о развитии технологии и рынка, рекламе советской промышленности за рубежом, усовершенствовании и обновлении стандартов на продукцию, работе с заинтересованными органами относительно норм безопасности и охраны окружающей среды и в содействии специальным агентствам в разработке и осуществлении мер по контролю за монополиями и анти-конкурентной практикой.

Помимо коммерциализации и приватизации переход к рыночной экономике потребует устранения ограничений на список разрешенных товаров, который до настоящего времени препятствовал конкуренции, и других лицензионных требований, которые являются непреодолимыми препятствиями для конкуренции. Особенно необходимо содействовать росту мелких предприятий. На крупных предприятиях, особенно тяжелого машиностроения и промежуточных товаров, отделения, производящие потребительские товары, должны быть выделены как автономные фирмы. Некоторые подразделения, напр., сталелитейное, нефтехимическое и машиностроительное, будут иметь особые трудности по адаптации, учитывая ожидаемое резкое переключение спроса на услуги и потребительские товары в начале процесса либерализации цен и сокращения производства и закупок военного характера. Для этих отраслей может потребоваться сокращение или ликвидация, а не перестройка предприятий.

Адекватная деловая инфраструктура потребует, напр., развития связи, транспорта и финансовых служб. Совершенно необходимо обучение технических управленцев, которые обладают удовлетворительным общим образованием, но совершенно не знакомы с ведением бизнеса в условиях конкуренции. Объем такой подготовки огромен, принимая во внимание наличие 46 тыс. промышленных предприятий и необходимость обучения нескольких работников на каждом из этих предприятий.

Преобразование военной промышленности в гражданскую и передача военной технологии гражданской промышленности является предметом особого беспокойства для руководства. В военной индустрии занято около 5 млн. человек, технологический уровень этой отрасли довольно высокий. При возрастающем уровне передачи ресурсов этой отрасли на производство гражданских товаров, такие мероприятия иногда приводили к неразумному ассортименту товаров. Потенциал дальнейшей конверсии по-прежнему значителен. Однако для обеспечения конкурентоспособности этих отраслей потребуется более эффективный учет требований рынка. В пределах этого анализа не удалось подробно изучить эти вопросы, однако ими необходимо заняться на более поздней стадии. Руководство страны выразило заинтересованность в иностранных инвестициях в процессе конверсии.

Comments are closed .