Рубрика: Экономика СССР

Налоговая политика и налоговая система

Во время осуществления реформы был внесен ряд изменений в традиционную систему получения доходов. Недавняя реформа налогообложения предприятий, в соответствии с которой большинство видов отчислений с государственных предприятий в бюджет было заменено налогом на прибыль предприятия, взимаемым по основной ставке в размере 45%, представляет собой важный шаг на пути к более открытому, прогнозируемому и нейтральному налогообложению предприятий. Как таковой, он более совместим с системой частной собственности на предприятия. Однако в определении базы налога по-прежнему имеются серьезные недостатки. В частности, необходимо пересмотреть положения в отношении амортизационных отчислений и вычетов из заработной платы и процентных ставок. Также необходимо пересмотреть намеченные ставки конфискационных налогов на «сверхприбыль» и предоставление налоговых льгот некоторым категориям предприятий.

Реформа личного подоходного налога усилила прогрессивность структуры ставок, но не повлияла на его в основном ступенчатый характер, когда ставки налога зависят от характера дохода. Введение максимальной предельной ставки в 60% спровоцирует уклонение от уплаты налога, а многочисленность налоговых групп усложнит взимание налогов. Со временем база налогообложения должна быть расширена для охвата других категорий дохода (например, доходы в виде процентов), которые, наверняка, будут быстро расти в условиях рыночной экономики. Вероятно, придется повременить с заменой различных видов шкалы налоговых ставок для различных видов доходов всеобщим личным подоходным налогом до реального укрепления налоговой системы. С учетом прогнозируемого повышения цен в 1991 г. вскоре потребуется необходимая корректировка подоходных налогов, как личных так и налогов с предприятий, с учетом инфляции.

Реформы налогов с оборота, рассмотренные в предыдущей главе, ведущие к последовательному переходу к адвалорному налогу (налогу на добавленную стоимость) и акцизным пошлинам, обеспечат установление широкой и нейтральной базы доходов, которая будет идти в ногу с ростом экономики. Необходимо будет пересмотреть и налогообложение внешней торговли по мере осуществления преобразования торговли и системы обменного курса и модифицирования политики обменного курса. Эти преобразования призваны согласовать проблемы, относящиеся к обеспечению доходов, с проблемами ускоряющейся интеграции экономики в мировую систему торговли.

Рекомендуется по мере возможности скорее перейти к более независимым отношениям между налогоплательщиками и службой налогообложения. Пересмотр законов и положений о налогах должен ограничить произвольность их применения службой налогообложения. Кроме того, придется разработать современные процедуры сбора налога, обработки налоговых деклараций, принудительного исполнения и инспектирования; а также реорганизовать расширенную государственную налоговую службу, начав ее компьютеризацию.

Comments are closed .