Рубрика: Экономика СССР

Металлургическая и горнодобывающая промышленность

СССР является крупнейшим в мире производителем железной руды, цинка и никеля; вторым крупнейшим производителем золота, алюминия (в данном случае он существенно зависит от импорта бокситов) и свинца и третьим в мире по производству меди. Внутренние цены на продукции металло-добывающей промышленности серьезно искажены, и (с точки зрения тяжелого оборудования) составляют, вероятно, треть мировых цен; кроме того они ограничивают возможность для создания внутренних фондов для инвестиций и содействия использованию вкладов в экономике. В дополнение к этому, с ростом потребности экономики в иностранной валюте появилась четкая грань между отраслями промышленности, продукция которой используется в основном внутри страны, и теми, продукция которых экспортируется.

Ориентированные на экспорт отрасли, включающие отрасли по добыче золота, платины, алмазов и никеля, пользуются щедрыми инвестициями. Стимулирование рабочих, вероятно, тоже выиграло благодаря праву на хранение иностранной валюты — хотя и в незначительных количествах — которая использовалась для приобретения потребительских товаров длительного пользования. Указанная база ресурсов достаточна для сохранения настоящего уровня производства в среднесрочной перспективе, несмотря на явное снижение производства золота за последнее десятилетие. Напротив, для ориентированных на внутреннее потребление отраслей характерно устаревшее оборудование и технология при почти полном отсутствии компьютеризации и быстро истощающаяся база ресурсов. Как и в случае с энергетикой, для большинства добывающих предприятий характерно размещение в труднодоступных районах, что ведет к росту транспортных нужд для покрытия расстояний при транспортировке добытых минералов от места добычи к обрабатывающим комплексам.

Хотя спрос на полезные ископаемые, кроме золота и никеля, завышен вследствие низких внутренних цен, наблюдается чрезвычайно высокий уровень потребления энергии в горнодобывающей промышленности. Основная часть металлургической промышленности, кроме того, несет с собой острые экономические проблемы. Более того, большая часть добычи и выплавки металлов находится под контролем Министерства металлургии. Исключениями являются добыча золота и никеля, которые подчиняются Совету Министров и пользуются привилегиями при размещении инвестиционных фондов и оборудования. Металлодобывающие предприятия, в большинстве своем, не занимаются изготовлением полуфабрикатов, этим занимаются другие предприятия, находящиеся в других министерствах. При либерализации прав на торговлю крупные организации воспользовались возможностью для установления непосредственных контактов с иностранными закупщиками с целью продажи крупных тоннажей продукции минуя госзаказы и внешнеторговые организации данной отрасли промышленности. Недавно была организована новая торговая компания для продажи небольших партий различных материалов, произведенных сверх плана. Доходы используются для закупки потребительских товаров для работников.

Заглядывая вперед можно предположить, что либерализация цен окажет ощутимое воздействие на металлургическую промышленность, так как цены на ресурсы и готовые товары серьезно искажены по сравнению с ценами на мировом рынке. Однако либерализация имеет принципиальное значение для эффективности и должна способствовать переработке отходов, которая в настоящее время находится в полном забвении. Вероятнее всего, производители столкнутся с продолжительным спадом внутреннего спроса на большинство металлов. Тогда расторопные производители смогут обратиться к иностранным рынкам, однако, для этого опять-таки потребуется реконструкция и рационализация. Вероятно потребуются дополнительные инвестиции в современную технологию, а также в охрану окружающей среды. Несмотря на это может произойти спад в общем объеме чистых инвестиций. Руководству придется приобрести необходимые знания для работы в условиях рыночной экономики несмотря на то, что и настоящий уровень технической подготовки довольно высок. Как и в других отраслях, ныне существующий крупный бюрократический аппарат должен быть резко сокращен и переориентирован с руководства капиталовложениями и производством на такие общие вопросы политики, возникающие в условиях рынка, как демонополизация, коммерциализация и приватизация.

Comments are closed .