Конспект экономиста:)

Меню

Критерии и формы оказания внешней помощи

нет комментариев

С нашей точки зрения, критериями для такой программы должны быть адекватность и обоюдная согласованность основных структурных реформ и финансовой политики. Мы хотим подчеркнуть, в частности, необходимость значительной и широкой либерализации цен в условиях растущей внутренней и внешней конкуренции одновременно с уточнением прав на собственность и поощрением частной собственности наряду с коммерциализацией крупных государственных предприятий. Это, в свою очередь, потребует скорейшего создания необходимой правовой базы и юридической системы. На начальном этапе создание частного сектора должно обеспечиваться за счет продажи мелких предприятий и поощрения мелкомасштабной рыночной деятельности. Коммерциализация крупных государственных предприятий приведет к дисциплине жестких бюджетных ограничений и будет шагом на пути к более эффективному управлению и приватизации.

Эти усилия должны подкрепляться путем усиления финансовых ограничений и более реалистичной политикой обменного курса с целью сдерживания инфляционного давления и предотвращения серьезных внешних диспропорций. Для смягчения реформы на беднейшие части населения эти мероприятия должны сопровождаться проведением политики доходов и созданием эффективной системы социального обеспечения (включая соответствующую систему пособий по безработице). С целью содействия реконструкции должна быть оказана ограниченная помощь жизнеспособным фирмам, стоящим перед сложными переходными проблемами. Потребуется время для завершения этого процесса, однако, уже начальные изменения должны быть достаточно глубокими и обширными, чтобы они демонстрировали необратимый разрыв с прошлым и установили климат, в котором частная экономическая активность поощряется и защищается.

В своем революционном отказе от старого образа мышления правительство СССР продемонстрировало свою приверженность переходу к рыночной экономике. Основные положения президентской программы показали твердое намерение двигаться в верном направлении. Особые меры, которые уже были приняты, еще не представляют собой всеобъемлющей последовательной программы, которая, на наш взгляд, необходима для успешного перехода. Опыт показал, что ограниченные меры имеют ограниченный успех, и это наиболее вероятно в СССР, где образовались серьезные внутренние и внешние диспропорции, а механизм административного контроля оказался в полном беспорядке.

Тщательная разработка и внедрение необходимых реформ неминуемо окажется продолжительным процессом, успех которого зависит прежде всего от усилий и решимости самих советских людей преобразовать свою экономическую систему.

Однако международное сообщество может сыграть действенную вспомогательную роль в период, когда осуществляется подготовка к реформе, а во время внедрения реформы в жизнь оно сможет оказать содействие в виде технической помощи, поставок продовольствия и отдельных проектов. Более общая помощь в обеспечении платежного баланса возможна лишь при проведении всеобщей программы макроэкономической и структурной реформы.

В подготовительный период основным фокусом помощи будет техническое содействие. Союзные, республиканские и муниципальные власти проявили заинтересованность в техническом сотрудничестве и консультациях. Помощь необходима в разработке политики, учреждении новых органов и разработке новой правовой системы. Работа уже началась в этих областях, но ее размах необходимо увеличить и включить законы, связанные с контрактами, правами на собственность, монополистической деятельностью и банкротством. Помощь будет также весьма желательна при разработке статистических и учетных систем и в создании учреждений по бухгалтерскому учету с целью оказания содействия переходу к рыночной экономике. Требуется также техническая помощь в областях, касающихся бюджетной и кредитно-денежной политики, обменного курса и банковского дела.

Кроме этих специфических областей, серьезным вкладом может оказаться облегчение неизбежных трудностей переходного периода путем обеспечения экспертизы в таких секторах, как рынки рабочей силы, руководство и система сбыта. Значительные и неограниченные международные усилия оправданы, но для их эффективности они должны четко координироваться самим руководством СССР. Поскольку нельзя осуществить все сразу, необходимо определить приоритеты; необходимо найти оптимальный способ распределения технической помощи по республикам и другим территориальным единицам. Учитывая, что роль частного сектора ограничена устранением образующихся дефицитов, значительная техническая помощь должна быть обеспечена частным сектором Запада.

В основном вследствие срыва государственных закупок и распределительной системы наиболее насущной проблемой является нехватка продовольствия в некоторых частях СССР, особенно в крупных городах. Продовольственная помощь, если она распланирована и с успехом оказана наиболее пострадавшим районам, может серьезно облегчить страдания настоящего периода. Своевременное осуществление экономической реформы сделает огромный вклад в сокращение дефицитов.

Может ожидаться приток значительных иностранных инвестиций, как только начнется внедрение программы всеобъемлющей реформы, для чего потребуется уточнение ответственности союза и республик. Эффективность предполагаемой широкомасштабной помощи зависит от тех же предварительных условий, однако исключением могут быть энергетика и охрана окружающей среды, так как немедленные инвестиции в эти области могут иметь быструю отдачу для СССР и остального мира (особенно модернизация существующих атомных станций, усовершенствование технологии и мощностей нефтедобычи и модернизация газотрубопроводов и системы распределения с целью экономии энергии). Может быть целесообразно также своевременное содействие устранению узких мест в экономической инфраструктуре (напр., связи и распределении).

Программа всеобщей реформы может выиграть от финансовой помощи, включая финансирование отдельных проектов. Такая помощь может внести значительный вклад во многие области, однако, следует обратить основное внимание на инфраструктуру, где инвестиции (государственные и частные) имеют стратегическое значение для перехода к децентрализованной рыночной экономике, когда автономные единицы потребуют установления прямых отношений по горизонтали, далее, эти инвестиции в инфраструктуру будут принципиально важными для поощрения прямых инвестиций и приватизации. Розничная торговля и распределение представляют собой два участка, где иностранная помощь может быть особенно благотворна; эти участки окажутся в критическом положении при переходе к рыночной экономике и в них реконструкция и приватизация могут произойти быстрее, чем в секторах, требующих крупных инвестиций.

Связь является еще одним сектором, в котором новые инвестиции обеспечат содействие децентрализации и переходу к рыночным условиям. Так же важны организация и финансирование проектов в области транспорта, сельском хозяйстве (где требуются инвестиции в мелкомасштабную производственную технологию), пищеперерабатывающей промышленности и банковской системе. Движению экономики в сторону большей открытости будет также способствовать пересмотр существующих торговых барьеров, воздвигаемых западными странами, включая ограничения КОКОМ.

Что касается помощи в отношении платежного баланса, было составлено несколько программ. Две были выбраны для иллюстрации. Они основаны на следующих предположениях: цены на сырую нефть составляют 26 или 20 американских долларов за баррель и экспорт нефти снизился соответственно от 17% и 25%. Эти данные позволяют определить дефицит по текущим счетам в традиционной конвертируемой валюте между 10 млрд. ит 14,5 млрд. американских долларов (исключая экспорт золота, который может быть по расчетам 3,5 млрд. американских долларов). Кроме того, в 1991 г. наступит срок для значительного погашения (прибл. до 12 млрд. американских долларов) средне и долгосрочного долга в конвертируемой валюте, и возникнет необходимость оплаты значительных просроченных торговых кредитов (в порядке 5 млрд. американских долларов).

С учетом уже закрепленного финансирования и разрешения экспорта золота, ожидаемый финансовый зазор в конвертируемой валюте может оказаться в диапазоне от 5,5 млрд. до 10 млрд. американских долларов. Однако частично или полностью этот зазор будет оплачен предполагаемым избытком в отношении СЭВ, что по расчетам может составить 10 — 6,5 млрд. американских долларов согласно этим альтернативным программам в зависимости от доступного этим странам финансирования и размещения их накопленных претензий в переводных рублях СССР. Если бы крупные выплаты СССР осуществлялись партнерами по СЭВ в конвертируемой валюте, это могло бы усугубить проблемы платежного баланса этих стран и потребовать пересмотра объема помощи, оказываемой им.

Однако пока неизвестно, когда эта далеко простирающаяся реформа будет внедрена, нужно пересмотреть необходимость в помощи в отношении платежного баланса в свете возможностей в тот период, когда реформа начнется. Такая помощь может включить потребительские товары и продовольствие для увеличения снабжения в начале либерализации цен. Помощь через стабилизационный фонд может также обеспечить значительное содействие на ранней стадии перехода к полной конвертируемости рубля. Но мы хотим подчеркнуть, что помощь в отношении платежного баланса должна сопровождаться введением программы серьезной всеобщей реформы. Без такой реформы дополнительные финансовые ресурсы сыграют незначительную роль или вовсе никакой роли на продолжительный период. С осуществлением реформы помощь может обеспечить необходимую поддержку в трудное время перехода к интеграции экономики СССР в мировую экономику к выгоде всех участников.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)