Рубрика: Экономика СССР

Кредитно-денежная политика

Приоритетом денежно-кредитной политики в начале программы реформы будет поглощение избыточной ликвидности в экономике (по современным оценкам составляющей около трети запаса финансовых активов). В принципе, проблема денежного избытка может быть решена с помощью нескольких альтернативных мер (или их комбинации):

  1. через денежную реформу, которая может включить конфискацию или замораживание части финансовых средств населения и предприятий
  2. снижением реальной стоимости существующих финансовых средств через повышение цен
  3. распродажей финансовых средств с длительным сроком погашения (акции и облигации) или материальных средств

Денежная реформа, будет наиболее надежным и эффективным средством, кроме того, она может сделать различие между средствами, принадлежащими населению и предприятиям. В дополнение к этому, она обеспечит возмещение потерь от описания займов, что является основным условием во время проведения реформы. Однако, как власти утверждают, это может подорвать общественную поддержку реформы и в будущем доверие к денежной единице. Вполне ясно, что не стоит прибегать к ней, до тех пор пока бюджетный дефицит не снижен в достаточной мере с целью исключения необходимости займов.

Недавно руководство предложило частичное замораживание депозитов предприятий, чтобы впоследствии преобразовать их в акции и распределить их между рабочими. Такие меры, хотя и благоприятны для снижения ликвидности сектора предприятий, могут привести к росту спроса благодаря эффекту «богатства» и может сделать более весомый долю собственности рабочих в предприятии, что будет иметь обратный эффект по сравнению с желаемыми целями реформы предприятий.

Предпочтительным способом поглощения избыточной ликвидности, в частности у населения, без опасности раскручивания инфляционной спирали, может оказаться распродажа государственного имущества, включая землю, здания, магазины, мелкие предприятия, а впоследствии акции крупных предприятий, в настоящее время перечень государственного имущества, которое может быть постепенно приватизировано, довольно длинный и значительно превышает избыток ликвидности, поэтому, по всей видимости, приватизация его будет происходить медленно, особенно до упорядочения прав на собственность. Поэтому может оказаться целесообразным немедленное осуществление программ распродажи государственных индексированных облигаций, которые впоследствии конвертировались бы в акции приватизированных предприятий или жилого фонда.

Вообще говоря, потребуются усилия для расширения списка финансовых активов и повышения их привлекательности путем гибкой реалистичной политики процентных ставок. Недавнее увеличение процентных ставок явилось шагом в верном направлении. Однако процентные ставки остаются гораздо ниже действительного уровня инфляции, и на значительно большую величину — ниже уровня инфляции, ожидаемой в следующем году. При начале либерализации цены на процентные ставки должны еще больше возрасти до уровня, который будет обеспечивать возможность получения реальных доходов от финансовых активов. Более высокие реальные процентные ставки будут, кроме того, препятствовать накоплению запасов и в какой-то мере содействовать обеспечению более эффективного распределения кредитов. Хотя полную либерализацию процентных ставок, вероятно, придется отложить до создания более конкурентоспособной банковской системы и усиления контроля со стороны центрального банка, первые шаги в этом направлении уже можно предпринять. Например, административный контроль над банковскими процентными ставками можно ограничить установлением нижнего предела ставок по депозитам и верхнего предела ссудного процента.

На ближайшую перспективу рекомендуется продолжать устанавливать верхние пределы банковских кредитов в количественном выражении, наряду с введением соответствующих строго выполняемых штрафных санкций за излишки. Такой контроль при успешном осуществлении может ограничить общий объем кредитов, получаемых от кредитно-финансовых посредников фирмами и населением, и тем самым укрепить финансовую дисциплину. В период ограничения кредитования обычно возрастает объем кредитов между предприятиями, что частично компенсирует последствия ограничений. Придется найти способ для контроля над возрастанием таких кредитов.

Помимо установления максимального уровня кредитов мы рекомендуем ввести обязательные резервы по единой норме для всех банков и типов обязательств. Это не только уменьшит суммы кредита, который банки могут предоставить на данной депозитной базе, но и будет способствовать созданию косвенных механизмов кредитно-денежного контроля. С течением времени следует расширить использование контроля. Они будут включать средства краткосрочного рефинансирования и переучета (по ставкам более высоким, чем ставки на банковские депозиты) и продажу банкам и другим организациям правительственных бумаг или бумаг центрального банка.

Верховный Совет недавно одобрил новый банковский закон, учреждающий полную двухъярусную банковскую систему с союзной резервной системой, состоящей из Государственного банка и республиканских центральных банков, ответственных за определение денежной и кредитной политики и системы всесоюзного банковского контроля. Принятие этого закона, отложенное из-за разногласий по поводу разделения ответственности в кредитно-денежной области между союзом и республиками, должно представлять собой важный шаг в направлении и сохранении единой денежной единицы в пределах союза и к более независимой и менее покладистой кредитно-денежной политике. Действительный уровень координации кредитно-денежной политики через союзные и республиканские центральные банки и их независимость от политического влияния — они на деле подотчетны своим Верховным Советам — станут, однако, очевидными лишь с течением времени. Финансовая дисциплина будет несомненно укреплена за счет отмены возможности обращения Союза или республик к центральным банкам за финансовой помощью. Финансирование другими банками, в том числе сберегательными, должно происходить в строгих пределах, устанавливаемых соответствующими ежегодными бюджетными законами, и должно быть совместимо с общими целями кредитно-денежной политики, определенными союзной резервной системой. Опыт других стран показал, что следует установить ограничения на иностранные и внутренние займы республиканских правительств под союзные гарантии.

Comments are closed .