Рубрика: Экономика СССР

Энергетика

СССР обладает богатыми энергетическими ресурсами. Производство нефти и газа составляет соответственно 22% и 40% от мирового производства. Экспорт энергии обеспечивает около 40% советских валютных поступлений. Однако в настоящее время энергетическая промышленность оказалась в опасном положении. Снижается добыча нефти и угля, замедляется добыча газа и растет внутренняя нехватка энергии. Несмотря на то, что на энергетику приходится большая доля инвестиций (15% суммарных валовых капиталовложений в основные фонды и почти половина промышленных), устаревшая технология и оборудование, низкий уровень технического обслуживания присущи большей части энергетики, использующей ископаемое топливо. Связанное с этим загрязнение воздуха, воды и деградация почвы увеличивались бесконтрольно.

При разработке топливных запасов очень часто полагались на методы, которые обеспечивали кратковременный скачок в производстве за счет более долгосрочных периодов восстановления; распространенным фактом стала неэффективность производства. Следствием такого положения стало перемещение производства на восток на новые, более отдаленные и дорогостоящие для разработки месторождения с целью сохранения производства на достигнутом уровне. В соединении с неудачным расположением некоторых нефтеочистительных заводов и электростанций это привело к росту потребностей в транспорте и затрат на добычу угля, нефти, природного газа и выработку электроэнергии. Учреждения, занимающиеся планированием в области энергии, предпочитают использовать более интенсивно уголь, газ и атомную энергию для удовлетворения внутренних нужд с целью высвободить нефть для экспорта.

Однако намерению увеличить использование газа за короткий период препятствует низкое качество постройки и техобслуживания трубопроводов и обрабатывающих заводов. Более экстенсивное использование угля встает перед проблемой нехватки транспорта и само создает экологическую проблему в случае бесконтрольного выброса в окружающую среду, а использование атомной энергии вызывает общественный протест.

Одной из характерных особенностей советской энергетики сегодня является отсутствие гибкости. Мощности для хранения нефти и газа недостаточны, чтобы справиться с резкими изменениями в потребностях, закрытием нефтеочистительных предприятий и заторами в трубопроводах. Мощности по выработке электроэнергии работают с перегрузкой, а строительство новых задерживается. Мощности существующих портов и трубопроводов могут позволить экспорт, эквивалентный пиковому уровню в 1988 г., который был выше фактического уровня в 1990 г. на 25 — 30%. Мощность нефтеочистительных заводов не отвечает структуре спроса.

Система ценообразования в области энергетики также лишена гибкости. Потребительские цены ниже производственных затрат и значительно ниже цен на мировом рынке. Следовательно, энергия используется крайне неэффективно, причем по отношению к ВВП ее потребление в 2,5 раза выше по сравнению со странами ОЭСР. Производство субсидируется и перекрестно субсидируется, а стимулов к повышению производительности почти не существует. Инвестиции распределяются централизованно, при этом не принимаются во внимание условия на отдельных предприятиях. Критерии для оценки защиты окружающей среды основываются на объеме затрат, а не на их эффективности.

Целесообразным будет двухступенчатый подход к реформе. Во-первых, в ближайшее время потребуются срочные меры по восстановлению прежнего уровня производства и экспорта нефти, с особым вниманием на усовершенствовании практики эксплуатации месторождений и технологии вторичных методов обработки. Также безотлагательно требуется укрепление ненадежной коммунальной системы электроснабжения. В этой связи современное завершение строительства начатых электростанций, в том числе атомных, является жизненно необходимым, при этом должны быть соблюдены общепринятые международные нормы охраны окружающей среды и безопасности. Также решающее значение имеет создание дополнительных мощностей по выработке электроэнергии. Первостепенное значение необходимо придать мерам по восстановлению топливо-обрабатывающих предприятий и обеспечению гибкости, безопасности, эффективности систем, а также их соответствию требованиям охраны среды. Для достижения этих целей ближайшей перспективы весьма необходимо понимание общественностью важности вопросов энергетики и потребностей в ней. Наконец, коммерциализация и реформа цен в соединении с осуществлением капиталовложений в передовую технологию являются принципиальными условиями развития и экономии энергии в более долгосрочной перспективе.

Существенный рост относительных цен на энергетическую продукцию, скорее всего, приведет к снижению их расточительного использования в краткосрочном плане и будет способствовать развитию предложения в длительной перспективе. Экономия энергии может иметь потенциально мощное воздействие на поступления от экспорта; снижение внутреннего потребления на 1 % приведет к росту экспортного потенциала почти на 1 млрд. американских долларов (если предположить цены на нефть 26 американских долларов за баррель). В более продолжительной перспективе по-прежнему будет необходимо расширение мощностей вследствие роста внутреннего спроса в результате роста доходов, а для этого потребуются новые инвестиции на передовую иностранную технологию.

Правительство взяло на себя обязательство по осуществлению ряда чрезвычайных мер для прекращения снижения добычи нефти. Для претворения этих намерений в жизнь иностранные инвестиции и технология производства имеют принципиальное значение. Для привлечения иностранного капитала потребуется создание благоприятного климата для капиталовложений. В основном это предполагает осуществление перестройки, о которой говорилось ранее. Кроме того, необходимо решить правовые вопросы и вопросы регулирования, касающиеся потенциальных иностранных инвесторов. Предлагаемые реформой планы по сдаче в аренду топливных месторождений являются шагом в этом направлении.

Арендная плата и другие налоги, выплачиваемые иностранными компаниями, занятыми разработкой энергетических ресурсов, могут обеспечить желательный рост бюджетных доходов в среднесрочном плане. Однако вопрос о собственности на энергетические ресурсы (с четким определением норм по охране окружающей среды) должен быть решен до того, как иностранные компании захотят заключить серьезные долгосрочные соглашения. Согласованный на международном уровне инвестиционный режим с международным арбитражем будет также способствовать укреплению доверия иностранных инвесторов.

Comments are closed .