Рубрика: Экономика СССР

Экономическое развитие в условиях перестройки. Кампании 1985 — 1987 гг.

Начиная с 1985 г. было предложено несколько крупных инициатив для оживления экономического роста и преодоления основных недостатков экономики. Хотя все они получили общее название «перестройка», инициативы, предпринятые в 1985 — 1987 скорее имели характер традиционных кампаний, чем реформ экономической системы. Эти кампании в основном были направлены:

  • на перевооружение и модернизацию промышленности (главным образом за счет наращивания капиталовложений)
  • на усиление акцента на контроле качества
  • на политику гласности и другие меры, предназначенные высвободить инициативу человека и повысить ответственность бюрократов
  • а также на антиалкогольную кампанию

Хотя некоторые из этих кампаний были поначалу успешны, в совокупности они не затронули глубинных недостатков системы. В течение трех лет экономические условия только ухудшились. Прирост ЧМП по официальным данным в 1986 — 1987 гг. в среднем составил около 2%, т.е. ниже среднегодовых темпов развития, официально приведенных для первой половины восьмидесятых годов. С учетом скрытой инфляции (повышение цен не включено в официальный индекс цен потому, что оно якобы компенсируется повышением качества продукции) объем производства, скорее всего, так и остался на прежнем уровне. Экономические трудности были усугублены резким падением мировых цен на нефть в 1986 г., что отрицательно сказалось на экспортных поступлениях и бюджете. На эти неблагоприятные события власти ответили повышением объема экспорта в страны с конвертируемой валютой и резким снижением импорта.

Бюджетная ситуация, уже ухудшенная снижением стоимостного объема внешней торговли, ухудшилась еще более в результате стагнации поступлений от налога с оборота и увеличения субсидий. В связи с этим бюджетный дефицит вырос с приблизительно 2,5% ВВП в 1985 г. до более чем 8,5% ВВП к 1987 г. Соответственно, рост денежной массы ускорился; однако, поскольку большая часть этих средств находилась на счетах предприятий и не могла свободно использоваться, непосредственное воздействие на спрос было в значительной степени подавлено.

Comments are closed .