Рубрика: Экономика США

Внешнеторговая политика США

Внешнеторговая политика США основана на понимании того, что в стратегическом плане государство заинтересовано в расширении международного торгового обмена, который создает благоприятные условия для формирования наиболее эффективной структуры экономики и реализации ее преимуществ в мирохозяйственном взаимодействии. Поэтому именно США возглавили в послевоенные годы движение за преобразование мировой торговой системы, включающее как ее либерализацию, так и определенное упорядочение, подчинение общим принципам и правилам (правда, обычно соответствующим «западной» модели экономического развития).

Выдвигая на первый план лозунг «свободной торговли», США, однако, проявляют значительный прагматизм в текущей политике, не останавливаясь при необходимости перед применением чисто протекционистских мер. Конкретное «наполнение» политики США может меняться в зависимости от тех проблем и задач, которые наиболее актуальны в данный конкретный момент для страны и ее руководства, но неизменным остается одно — сохранение приоритета национальных интересов перед любыми другими соображениями, в том числе и идеологического свойства.

Для реализации своих целей в области международной торговли США активно используют механизм переговоров, проводимых как на многосторонней (в рамках ГАТТ/ВТО, иногда ОЭСР), так и двусторонней и региональной основе. США нередко прибегают и к односторонним мерам, что порою приводит к возникнове-нию конфликтов в отношениях с отдельными государствами и локальным торговым «войнам», тем более что для США характерна весьма вольная трактовка международных торговых норм (например, о злоупотреблении Соединенными Штатами мерами антидемпингового регулирования был даже официально поставлен вопрос в ВТО). Иногда США применяют методы и средства торговой политики, вообще не предусмотренные международными нормами.

В последние два десятилетия XX в. во внешнеторговой политике США наблюдалось определенное смещение акцентов с мероприятий по регулированию импорта (которые, тем не менее, власти США продолжают активно заниматься) в сторону мер, обеспечивающих беспрепятственный доступ американских товаров на рынки других стран. При этом речь идет не только об устранении торговых барьеров на пути экспорта США, но и о воздействии на хозяйственную деятельность и экономическую политику других стран, если они затрудняют американскую торговую экспансию и задевают интересы американских компаний, работающих на внешних рынках.

Выводы

  1. Внешняя торговля играет важную роль в экономическом развитии США, способствует созданию наиболее рациональной и эффективной хозяйственной системы и укреплению экономических и политических позиций США в мире. Значение внешней торговли постепенно возрастает. В 90-х гг. XX в. внешняя торговля была одним из главных «локомотивов» роста американской экономики.
  2. В структуре как экспорта, так и импорта США все большее место занимает промышленная продукция высокой степени обработки, особенно высокотехнологичные товары, спрос на которые во всем мире сравнительно устойчиво расширяется и имеет наилучшие перспективы дальнейшего роста. Соответственно приоритетное развитие получают торговые связи США со странами, вставшими на путь современного развития, достигшими заметных успехов в организации массового производства конкурентоспособных промышленных товаров и применении новейших технологий.
  3. Арсенал средств государственного регулирования импорта в США очень разнообразен, причем основное место в нем занимают сейчас нетарифные барьеры. Взяв курс на либерализацию торговли, США, однако, строят свою торговую политику очень прагматично, не стесняясь прибегать к протекционистским средствам, когда это представляется им выгодным.
  4. В области экспортной политики акцент сделан на оказание всемерной помощи американским компаниям в их деятельности на внешних рынках, устранение торговых барьеров, создаваемых на пути американского экспорта другими государствами, которые стремятся защитить своих производителей.
  5. 5. Приоритет национальных интересов — это, в конечном счете, то главное, что определяет выбор американским руководством средств, методов и направлений торговой политики в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Comments are closed .