Рубрика: Экономика США

Препятствия на пути европейского экспорта в США

Внешнеторговые конфликты США и ЕС не могут быть сведены к одной, общей для всех причине. Наряду со столкновениями, в основе которых лежат серьезные структурные диспропорции американской и европейской экономик, США и ЕС зачастую обращаются к политическим (публичным) методам решения внешнеторговых затруднений, вызванных такими специфическими причинами, как несоответствие форм и методов поддержки Евросоюзом своих членов и внешнеторговых обязательств перед США; отсутствие надлежащего правового регулирования в отдельных сферах и стремление партнеров усилить свои переговорные позиции политическими средствами, сознательным использованием административных процедур для сдерживания экспортной экспансии партнера; прямым вторжением в экономические отношения интересов национальной безопасности как внешнего ограничителя на пути хозяйственной интеграции США и ЕС.

Перечень внешнеторговых «трений» США и ЕС показателен: он выявляет проблемы, которые сегодня не могут быть эффективно решены в рамках ВТО.

Администрация США и Комиссия Евросоюза ежегодно публикуют доклады, отражающие список их взаимных претензий во внешней торговле. В 2001 г. ЕС уже в семнадцатый раз подытожил перечень препятствий на пути экспорта в США.

По степени важности препятствия могут быть ранжированы следующим образом.

Экстерриториальность американского законодательства. ЕС озабочен тем, что американское законодательство обусловливает допуск на рынок США европейских экспортеров их отношениями с третьими лицами. В частности, речь идет о законе Хелмса—Бартона и законе США о санкциях в отношении Ирана и Ливии. Избирательность американской внешнеторговой политики. Законодательство США о внешней торговле наделяет исполнительную власть — президента страны — правом самостоятельно определять страны и компании, которые, по его мнению, нарушают правила справедливой торговли и права американского бизнеса, и принимать ответные меры «возмездия» в их отношении. Такая практика ведет к замещению международного права правом США, вынуждая «провинившиеся» страны урегулировать конфликты с США исключительно на основе американского законодательства.

Тарифные барьеры. Существенно сниженные в результате Уругвайского раунда переговоров под эгидой ВТО американские тарифы на отдельные товары ЕС рассматривает как избыточные (США в полном соответствии с нормами ВТО поддерживают высокие тарифы на ряд товаров: в размере 30 % от таможенной стоимости — на керамические изделия гостиничного и ресторанного назначения, 33-38% — на стеклянную посуду и некоторые иные изделия из стекла, большегрузные автомобили и ювелирные изделия).

Технические барьеры на пути внешней торговли. Под техническими барьерами ЕС понимает весь комплекс мер по стандартизации, сертификации, разрешению, аккредитации, санитарному и фитосанитарному контролю и проч., без которых допуск товара на рынок США запрещен. Проблема состоит в том, что бюрократические процедуры получения разрешений и согласования поставок непрозрачны для экспортера из ЕС, разделены между федеральным и штатным уровнями госрегулирования и практически не поддаются упрощению на уровне политического взаимодействия США и ЕС в рамках созданных двусторонних институтов. Доступ на рынок государственного заказа в США. ЕС считает наличие множества преференций, которые американское государство предоставляет американским поставщикам в ущерб поставщикам из ЕС, нарушением норм ВТО. Американское государство вводит дифференцированные цены поставок для местных и иностранных поставщиков, предусматривает льготный режим доступа на рынок для местных субъектов малого предпринимательства и компаний из трудоизбыточных регионов.

Ограничения торговли на основе соображений национальной безопасности.

Ограничения такого рода закрывают для европейских поставщиков доступ на рынок государственного оборонного заказа США на общих основаниях, а также ограничивают инвестиции европейских компаний в американские предприятия, владеющие критическими технологиями.

Защитные механизмы в торговле. Ограничения такого рода охватывают целый комплекс мер, которые американское государство и производители из США вправе применить против европейских экспортеров. Важнейшая из них — обвинение в демпинге.

К современным конфликтам такого рода относится так называемая «стальная война» США и ЕС. Президент США своим решением в 2001 г. квотировал импорт продукции сталелитейной промышленности, установив на поставки сверх согласованных с импортерами лимитов заградительные пошлины (в размере 30 % от таможенной стоимости и выше).

Разрешение конфликта в рамках ВТО потребует от полутора до двух лет переговоров, и даже в случае удачного для ЕС решения возместить такие потери последующим «законным» повышением европейских ввозных тарифов практически невозможно. Попытки ЕС радикально решить проблему торговых войн с США — оспорить в ВТО законность положений старейшего американского антидемпингового закона от 1916 г. — пока не увенчались успехом.

Государственная поддержка бизнеса как ограничение конкуренции. ЕС неоднократно выражал несогласие с принятой в США практикой субсидирования отдельных национальных производителей (например, в аэрокосмической отрасли и кораблестроении), которая противоречит действующим соглашениям США и ЕС. США отказываются ратифицировать соответствующие соглашения, разработанные в рамках ВТО и устраивающие страны—члены ЕС.

Comments are closed .