Рубрика: Экономика США

Классификация вузов США

Одним из центральных и наиболее важных звеньев американской системы образования являются высшие учебные заведения. Общая численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила в 1999 г. 14,3 млн чел. — это более 1/3 численности молодых американцев студенческого возраста. Из них 8,8 млн обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, а 5,5 млн — в двухгодичных колледжах, дающих после школы специальное образование. Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование в США составили в 2000 г. 257,8 млрд долл. (159,7 млрд тратилось в государственном секторе и 98,1 млрд долл. в частной).

К началу XXI в. в США насчитывалось более 3,7 тыс. учреждений высшего образования: 1,6 тыс. являлись государственными, 2,1 тыс. — частными. Весьма широк спектр университетов и четырех- и двухгодичных колледжей, которые заметно отличаются как по качеству образования, так и по задачам, стоящим перед ними. Исходя из большого разнообразия учреждений высшего образования, американский Фонд Карнеги предложил классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, которая включает 10 основных групп вузов в зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных курсов.

К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты первой категории (127 университетов). Они предлагают широкий набор программ для получения первой научной степени — бакалавра, присваиваемой по окончании четырех лет обучения. Затем можно продолжить образование в аспирантуре и участвовать в исследованиях. Эти университеты присуждают как минимум 50 степеней доктора наук и получают не менее 40 млн долл. ежегодно в качестве государственной поддержки (независимо от частного или государственного статуса университета).

Вторую группу также составляют исследовательские университеты (108 вузов), но объем получаемой от государства финансовой помощи у них меньше, чем в университетах первой группы, — от 15,5 млн долл. до 40 млн долл. — и соответственно меньше объемы проводимых исследований и масштабы подготовки специалистов высшей квалификации. Эти две группы ведущих, наиболее престижных университетов (к началу XXI в. их насчитывалось 235) представляют собой ядро американской системы высшего образования и являются основными центрами фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 млн студентов (более 19 % от их общего числа).

В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, где масштабы научных исследований относительно невелики, но которые наряду с выпуском специалистов уровня бакалавра присваивают степени доктора наук. В третьей группе присваивается не менее 40 таких степеней в год, как минимум, по пяти специальностям; в четвертой — не менее 20 докторских степеней ежегодно, как минимум, по одной специальности или не менее 10 степеней ежегодно, как минимум, по трем специальностям. В США насчитывается 529 таких университетов с количеством студентов почти 1,3 млн чел. (9 %).

Следующие две группы университетов и колледжей помимо степени бакалавров присуждают также степени магистров наук (это требует учебы еще в течение 1- 2 лет, углубленной специализации по выбранной дисциплине и в большинстве случаев защиты диплома). В 531 таком университете и колледже более половины всех степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двум дисциплинам. Различие между этими классификационными группами состоит в количестве студентов. В пятой категории их должно быть не менее 2500, в шестой — от 1500 до 2500 чел. Здесь учится одна из многочисленных групп студентов — 3,2 млн человек (22,1 %).

Седьмая и восьмая классификационные группы включают 612 четырехгодичных колледжей, присваивающих степени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают прежде всего правила приема при поступлении — в восьмой группе они более либеральны. В четырехгодичных колледжах в США учится 1,1 млн студентов (7,6%).

Девятая группа представлена двухгодичными колледжами. 1155 таких учебных заведений, в которых учится самое большое число студентов — 5,4 млн (37,2 %), предлагают разнообразные специализированные программы по различным профессиям, не требующим полномасштабного высшего образования. По сути, эти колледжи предоставляют среднее специальное образование.

Наконец, последняя, десятая группа представлена профессиональными школами университетов и другими специализированными институтами, предоставляющими высшее образование — от степени бакалавра до степени доктора наук. К ним обычно относят теологические школы, медицинские школы, школы бизнеса и управления, инженерные и педагогические колледжи, юридические школы, школы искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучается около 500 тыс. студентов (около 5 %).

Таким образом, США располагают обширной и широко диверсифицированной системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире. Американская высшая школа подготовила в 1998 г., например, почти 1,2 млн бакалавров (5 % населения страны студенческого возраста), около 430 тыс. магистров (1,7 %) и более 46 тыс. докторов наук (0,2 %) в различных областях знаний.

Comments are closed .