Рубрика: Экономика США

Циклические особенности потребления товаров и услуг в США

Личное потребление товаров и услуг имеет ряд особенностей, обусловленных циклическими факторами развития экономики. Прежде всего, это касается товаров длительного пользования, объемы потребления которых резко падают во время рецессий и экономических спадов. В частности, во время рецессии в 1980 г. объем потребления товаров длительного пользования в реальном выражении сократился в годовом исчислении на 13,4%, а во время экономического спада 1990-1991 гг. — на 10%. Во время экономических подъемов потребление товаров длительного пользования, наоборот, имеет тенденцию к самым большим темпам роста по отношению к товарам недлительного пользования и услугам. Так, во время экономического подъема в период 1982-1990 гг. среднегодовые темпы роста потребления товаров длительного пользования составили 7 %, а в период экономического подъема 1991-2000 гг. — 7,3 %, что примерно в 2 раза превышало общие темпы роста личного потребления за эти два периода. В группе товаров длительного пользования во время рецессий американские потребители в первую очередь отказывались от приобретения новых автомобилей.

Потребление товаров краткосрочного пользования во время рецессий также имеет тенденцию к паданию, однако сравнительно небольшими темпами (3% в годовом исчислении во время рецессии 1980 г. и 1,2% во время рецессии 1990-1991 гг.). Темпы роста потребления товаров краткосрочного пользования в периоды экономических подъемов в целом соответствовали общим темпам роста реальных объемов личного потребления (в пределах 3-4 %).

Потребление услуг отличается определенной неэластичностью по отношению к фазам экономического цикла, поднимаясь как в период спадов, так и подъемов экономики. Так, во время экономической рецессии 1980 г. и экономического спада 1990-1991 гг. потребление услуг увеличилось в реальном выражении на 1 %, а во время экономических подъемов — в пределах 3-4 % (симметрично общим темпам роста ЛПР). Потребление жилищно-коммунальных услуг, медицинских и рекреационных услуг устойчиво не меняется в период как экономических спадов, так и подъемов.

Умеренные темпы роста потребления услуг в периоды экономических подъемов обусловлены тем, что финансовые, рекреационные, туристические услуги и авиаперевозки чутко реагируют на изменения в реальных доходах, а также на перепады в психологических настроениях потребителей.

Comments are closed .