Рубрика: Экономика США

Ближайшие перспективы топливно-энергетического комплекса США

Сложившийся уровень мировых цен на энергоносители в обозримой перспективе пока не стимулирует осуществление новых проектов развития гидроэнергетики и возобновляемых энергетических источников. На перспективу до 2010 г. новые жесткие природоохранные стандарты и отраслевая инвестиционная политика будут способствовать повышению роли природного газа и снижению доли угля в балансе внутреннего энергетического потребления.

Введение новых антимонопольных мер и снятие тарифных ограничений будут ощутимо стимулировать рост числа мелких и средних компаний в сфере переработки и распределения энергии, активная конкуренция между которыми сможет заметно снизить внутренние отпускные цены на электроэнергию и топливо. В рамках новой долгосрочной национальной энергетической стратегии, разрабатываемой администрацией президента Дж. Буша-младшего, особое внимание будет уделяться устойчивости энергетического развития, охране окружающей среды, использованию новейших технологий энергосбережения, а также международным проектам, направленным на обеспечение стабильного энергетического снабжения.

Ключевую роль при этом будет играть государственное регулирование энергетических тарифов и рыночных процессов, а также субсидирование международных энергетических программ, экономическое и политическое воздействие на нефтедобывающие страны, которые стремятся повысить уровень мировых цен на нефть, что не выгодно для США. В долгосрочные американские планы глобализации мировой экономики входит содействие увеличению конкуренции между странами-поставщиками нефтепродуктов на мировые рынки, поддержка дальнейшей либерализации международной торговли.

По американским прогнозам в перспективе до 2020 г., несмотря на неизбежное увеличение общего уровня энергетического потребления, рост энергоэффективности экономики и увеличение численности населения страны будут способствовать сохранению неизменного уровня удельного потребления первичного энерге-тического сырья в расчете на душу населения. При этом средние энергетические затраты в расчете на доллар ВВП, которые из-за роста энергоэффективности непрерывно сокращались начиная с 1970 г., скорее всего, будут и далее снижаться.

Увеличение потребления нефтепродуктов может сопровождаться дальнейшим ростом доли нефтяного импорта до 70-75 %. Стабильный рост внутренней американской добычи природного газа на уровне 1,6% в год будет способствовать сохранению вспомогательной роли импортных газовых поставок. Особенно быстро могут расти потребности в сжиженном природном газе, который более удобен для транспортировки и конечного использования.

Добыча угля в США способна без всяких затруднений обеспечивать как внутренние потребности, так и растущий угольный экспорт. Темпы роста использования возобновляемых энергетических источников в структуре совокупного национального энергетического баланса составят не более 1 % в год. Постепенное прекращение использования и демонтаж старых АЭС позволят американским компаниям и далее расширять выгодную международную торговлю обогащенным ядерным топливом.

Выводы

  1. Наличие мощного природно-ресурсного потенциала в США создало благоприятные предпосылки для развития добывающих отраслей, обеспечивающих функционирование крупнейшего в мире топливно-энергетического комплекса и предприятий материального производства.
  2. Вместе с тем в последние десятилетия в отраслях добывающей промышленности отмечается заметный спад, главным образом вследствие роста издержек на освоение месторождений и расширяющегося импорта топливных и сырьевых материалов.
  3. Государственное регулирование отраслей добывающего сектора осуществляется через доступ к месторождениям полезных ископаемых на основе государственных патентов, путем заключения арендных соглашений, а также через сложившуюся систему платежей за пользование недрами и налоговое регулирование недропользования.
  4. Проведенная в США структурная перестройка экономики отчасти сняла остроту энергетических проблем, однако коренного качественного изменения энергетической ситуации в американской экономике пока не произошло. К началу XXI в. США продолжили политику консервации собственных значительных запасов углеводородов и сделали ставку на внешнюю импортную энергетическую базу. США стремятся усилить свое влияние в нефте- и газодобывающих регионах мира.
  5. Такие неблагоприятные факторы, как экономический спад последних лет и рост угрозы международного терроризма, создают серьезные трудности для продолжения использования протяженных международных транспортных коммуникаций и активной сырьевой экспансии американских корпораций в удаленные районы мира.

Comments are closed .