Рубрика: Экономика спорта

Банкротство спортивных организаций

Банкротство спортивных организаций

Предпринимательская деятельность в сфере физической культу­ры и спорта является рискованным предприятием. В самой природе спортивного бизнеса заложен риск, т.е. вероятность того, что события будут развиваться незапланированным образом, а вместо прибыли мо­гут образоваться убытки.

Спортивный бизнес устроен так, что никакие самые талантливые и опытные профессионалы не могут гарантировать стопроцентную на­дежность спортивной организации, ее прибыльную работу в течение длительного периода времени. Какие-либо внешние или внутренние факторы, такие, как конкурентные условия, потребительские предпоч­тения или снижение имиджа спортивной организации, могут в корне изменить характер коммерческой деятельности. В частности, она мо­жет стать малорентабельной или просто убыточной.

Подобный факт имел место в истории такой всемирно известной компании, как «Adidas». Многие годы после регистрации в 1949 г. торговой марки «Adidas» компания развивалась успешно, продукция фирмы хорошо продавалась, а ее глава, Хорст Дасслср, наладил проч­ные отношения с Международным олимпийским комитетом и Меж­дународной федерацией футбола.

Однако в восьмидесятых годах в спортивном мире наступил пе­релом — спорт стал частью шоу-бизнеса и модной индустрии. Спортсмены требовали денег за ношение одежды определенных марок; судь­бы спортивных брендов все больше вершились не в профессиональном сообществе, а на массовом рынке. Время шло, и мир вокруг менялся. Довольный своим положением, «Adidas» меняться не собирался или просто не замечал происходящего. Есть в английском языке приме­нительно к брендам такое словечко fat, которое означает «упитанный, оплывший, удовлетворенный собственным авторитетом на рынке».

Именно таким стал «Adidas». Но мир, который динамично развивает­ся, не терпит медлительных, сытых фирм, он ежечасно ниспровергает привычные истины и сложившиеся картины. Т. Гэд, автор книги «4D Branding» пишет:

«Внезапно Adidas состарился раньше времени. Её стали воспри­нимать как нечто скучное, утилитарное, вчерашнее, что надевает папа, когда в воскресенье утром моет машину перед подъездом».

К 90-м годам XX в положение «Adidas» стало просто катастрофическим. Семья Дасслеров избави­лась от компании, продав ее французскому предпринимателю Бериару Тапи, тогдашнему директору футбольного клуба «Олимпик-Марсель», который и принял решение радикально реформировать бизнес и возродить компанию.

В 1993 г. началась реанимация «Adidas» — целенаправленная, продуманная, активная. Собрав новую команду менеджеров, «Adidas» постепенно вернул себе утраченные ранее позиции.

Очевидно, что работать с постоянными убытками спортивная орга­низация без внешней поддержки не может. Если спортклуб или иная коммерческая спортивная организация входит в период нерентабель­ной деятельности, когда ее долги неуклонно растут, то существуют лишь несколько способов выхода из создавшеюся положения:

  • во-первых, принять неотложные меры по преодолению кризиса
  • во-вторых, продать бизнес (как в рассмотренном выше примере с «Adidas») или объединиться с конкурентами посредством слияния
  • в-третьих, объя­вить о своей неплатежеспособности (банкротстве)

Банкротство в спортивном бизнесе—довольно распространенное явление, так как трудности финансового характера испытывает преоб­ладающая часть спортивных организаций. В основном это происходит из-за высокой заработной платы и гонораров профессиональных спорт­сменов. И если доля этих выплат в бюджете спортклубов велика, 60—70%, то всякое уменьшение денежных потоков из-за снижения спон­сорской помощи или по причине банкротства финансовых партнеров, делает положение клуба очень уязвимым.

Так, в 2001 г. о своем банкротстве объявили сразу четыре узбек­ских футбольных клуба («Хнсор», ЦСКА, «Хива» и «Джамбай»), которые из-за финансовой несостоятельности отказались от участия в чемпионате Узбекистана.

В 2002 г. объявил о своем банкротстве медиагигант «Kirchmedia», который обладал правами телетрансляций всех матчей футбольного чемпионата Бундеслиги до 2004 г. При этом выплаты «Kirchmedia» составляли более половины дохода некоторых футбольных клубов Германии. В связи с этими событиями под угрозу банкротства попа­ли сразу 36 футбольных клубов страны. Чтобы избежать процедуры банкротства, игроки некоторых команд добровольно сократили свою зарплату ни 25% и приняли па себя часть расходов но транспортному и гостиничному обслуживанию.

И наконец, в 2004 г. один из грандов европейского футбола — итальянский клуб «Парма» попал в тяжелое финансовое положение из-за банкротства своего основного спонсора — концерна «Пармалат» и вынужден был распродать своих лучших игроков.

Что же означает в экономическом плане процедура банкротства и кем она инициируется? Критерии банкротства в различных странах могут в значительной степени варьироваться, но, как правило, несос­тоятельной объявляется та спортивная организация, задолженность которой превысила оговоренную национальным законом величину (на­пример, вдвое превышает рыночную стоимость самой спортивной орга­низации). Заявить о своем банкротстве может или сама спортивная орга­низация, или данную процедуру могут начать ее кредиторы, т.е. те люди или фирмы, перед которыми у спортивной организации имеются зна­чительные задолженности.

Так, известный итальянский футбольный клуб «Лацио» мог быть в 2004 г. быть признан банкротом. Просьбу о признании банкротства «Лацио» подали адвокаты испанского полузащитника И Де ла Пеньи. Причиной тому послужило то обстоятельство, что клуб не пол­ностью выплатил заработную плату футболисту. Де ла Пенья требо­вал у «Лацио» 500 тыс. дол.

Признание спортивной организации банкротом вовсе не означает, что весь персонал или спортсмены попадают под арест иди какие-либо иные санкции. Процедура банкротства с точки зрения закона и хозяй­ственной практики необходима для санации (финансового оздоровле­ния) спортивной организации, а также для защиты ее от кредиторов. В случае признания банкротство компании или организации, закон ограничивает претензии кредиторов; при этом часть имеющейся задолженности может быть реструктурирована или списана.

На первом этапе банкротства спортивной организации не исклю­чается возможность замены высших менеджеров. Но если и эта проце­дура не помогает, то тогда имущество банкрота распродается, а за счет вырученных средств погашаются претензии кредиторов. В числе кредиторов выступают спортсмены и тренеры, которым не выплатили заработную плату и премиальные, коммерческие банки, выдавшие спортивной организации кредиты; государство, недополу­чившее налоговые платежи и т.д. Претензии всех этих лиц удовлетво­ряются не в произвольном порядке, а в установленной законом очеред­ности. Так, согласно российскому законодательству в первую очередь удовлетворяются требования тех спортсменов, перед которыми спортивная организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Во вторую очередь производятся расчеты с трене­рами, спортсменами и персоналом, работающих по контракту. В тре­тью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества. Далее уплачиваются налоги и удовлетворяются претензии всех иных кредиторов.

Comments are closed .