Рубрика: Экономика АПК

Трансформация экономического механизма хозяйствования в отечественном АПК в период реформирования предприятий АПК и создания рыночной сферы

Современный экономический механизм хозяйствования оте­чественного АПК создавался на базе прежней административ­но-командной системы с высокой степенью централизованного регулирования экономических отношений и проявлением волюнтаристско-субъективистских тенденций и директивных ре­шений. С суверенизацией национального государства и приня­тием курса на рыночные преобразования в общественном АПК начался процесс реформирования традиционного экономическо­го механизма хозяйствования. Прежде всего это коснулось транс­формации субъектов хозяйствования в общественном секторе экономики по пути их адаптации к рыночным условиям. С этой целью был принят и начал внедряться в жизнь пакет республи­канских законов:

  • «О собственности»
  • «О предприятиях»
  • «О крес­тьянском (фермерском) хозяйстве»
  • «О разгосударствлении и приватизации предприятий государственной собственности»
  • «Об аренде»
  • и др.

Эти законодательные акты предусматривают реформирование колхозов, совхозов, агросервисных и перераба­тывающих предприятий в хозяйства с коллективно-долевой соб­ственностью с распределением имущества мелких предприятий по конкурсам и аукционам.

Наибольшее распространение получило акционирование пе­рерабатывающих предприятий, а также аренды их с последую­щим выкупом имущества. Новое земельное законодательство предусмотрело возможность более широкого формирования крес­тьянских (фермерских) хозяйств, укрепления личных приуса­дебных хозяйств сельских жителей. В результате сформирова­лись новые организационно-экономические отношения между новыми субъектами хозяйствования рыночного типа, хотя транс­формационные процессы еще не завершены и подлежат ускоре­нию в ближайшей перспективе. Не до конца решена судьба СПК, так как в новом Гражданском кодексе Республики Бела­русь коллективная форма собственности не предусмотрена.

Новыми элементами экономического хозяйствования в пе­риод формирования рыночных отношений явились: либерали­зация системы реализации продукции и приобретения средств производства хозяйствующими субъектами на отечественном рынке, в основу которых положены взаимовыгодные договор­ные отношения партнеров (вместо прежних директивных пла­нов закупок продукции) с преимущественно свободными заку­почными, договорными и оптовыми ценами. Исключение сос­тавляют социально значимые продукты, закупочные и роз­ничные цены на которые централизованно регулируются госу­дарством (хлебобулочные изделия, мясо-молочные продукты и др.). При этом государственные директивные органы, утвер­ждающие закупочные и оптовые цены в централизованном по­рядке, периодически их повышают по мере приближения к па­ритетному уровню. Сохраняющийся госзаказ предприятиям на реализацию государству сельскохозяйственной продукции те­перь носит в основном добровольный характер и строится на взаимовыгодной основе. Продукция, производимая сельхоз­предприятиями сверх госзаказа, реализуется ими по свобод­ным договорным ценам другим покупателям. Взаиморасчеты между партнерами АПК все чаще осуществляются на основе предварительной оплаты, хотя в этом отношении еще предсто­ит регулирование. Ужесточаются санкции имущественной от­ветственности сторон за невыполнение договорных обязанностей.

Значительному изменению подвергнут механизм налогооб­ложения. Теперь налог и сборы с доходов предприятий АПК и других отраслей служат основным источником доходной части республиканского и местных бюджетов. Основным каналом изъятия части прибыли сельскохозяйственного предприятия в государственный бюджет теперь служит земельный налог, изы­маемый по дифференцированным ставкам с учетом качествен­ной оценки сельхозугодий, хотя несельскохозяйственные пред­приятия уплачивают налог на прибыль, на недвижимость и др. Все предприятия — покупатели продукции и материалов упла­чивают налог на добавленную стоимость, основу которой сос­тавляет чистая продукция (валовой доход).

Существенным образом изменен механизм банковского кре­дитования и расчетно-кассового обслуживания предприятий АПК. Кредитованием занимаются акционерно-коммерческие банки, в частности Агропромбанк. В основу платы за кредит по­ложено не только возмещение банковских издержек, но и ин­фляционные потери в процессе рефинансирования. Изменена очередность платежей в пользу государственного бюджета.

Заметные изменения произошли в трансформационный пе­риод и в механизме мотивации труда работников АПК. Воз­можности получения доходов на рынке позволяют наращивать и оплату труда работников агропромышленных предприятий, хотя ее уровень в силу кризисной ситуации остается пока край­не низким. Основной системой теперь служит оплата труда от валового дохода. Коллективы акционерных обществ имеют воз­можность получать дивиденды. Значительно улучшена соци­альная защищенность сельских тружеников, увеличиваются доходы от личных приусадебных хозяйств колхозников и рабо­чих сельхозпредприятий.

Современная инвестиционная деятельность агропромыш­ленных предприятий создает благоприятные возможности при­влечения для целей расширения воспроизводства собственных, заемных и привлеченных средств зарубежных инвесторов и на­селения. Получила развитие долгосрочная аренда техники в форме лизинга.

В новых условиях происходит становление механизма пред­принимательства и агробизнеса на селе, особенно в сфере пере­работки продукции и сервисного обслуживания предприятий и населения. Начинают создаваться сервисные машинно-тех­нологические станции, финансовые аграрно-иромышленные группы. Основной формой предпринимательства в сельскохо­зяйственном производстве являются крестьянские (фермер­ские) хозяйства семейного типа.

Традиционный хозяйственный расчет трансформируется в подлинно коммерческий расчет, в условиях которого роль рын­ка в формировании доходов приватизированных предприятий неизменно возрастает. Остается актуальным механизм внедре­ния хозрасчетных отношений и на реформированных предпри­ятиях АПК.

В современный трансформационный период происходит ста­новление организационно-экономического механизма внешних хозяйственных связей отечественных предприятий АПК. Это стало возможным благодаря созданию суверенного, независи­мого национального государства, отмене государственной моно­полии внешней торговли и обеспечению возможности эффектив­ного выхода субъектов хозяйствования на зарубежные рынки. Экспортно-импортная внешнеторговая политика белорусского государства направлена на всемерное стимулирование внешне­экономической деятельности всех предприятий, включая и агро­промышленные. Создаются предпосылки для вхождения респуб­лики во Всемирную торговую организацию (ВТО); формируется единый аграрный рынок стран Содружества Независимых Го­сударств; реализуется республиканская отраслевая программа импортозамещения продукции агропромышленного происхож­дения.

Всемерное развитие внешнеэкономических связей по всем их направлениям (внешняя торговля со странами ближнего и дальнего зарубежья, привлечение зарубежных инвестиций, создание совместных предприятий с зарубежными фирмами и т.д.) способствует пополнению валютных запасов государ­ства, использованию средств иностранных инвесторов для ук­репления материально-технической базы предприятий нацио­нального АПК, применению научно-технических достижений зарубежных стран в отечественном агропромышленном про­изводстве.

Comments are closed .