Конспект экономиста:)

Меню

Сущность продовольственной безопасности, структура, цели и методы ее достижения

нет комментариев

Под продовольственной безопасностью следует понимать такое состояние экономики, при котором независимо от конъ­юнктуры мировых рынков гарантируется стабильное обеспече­ние населения продовольствием в количестве, соответствую­щем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) — с другой.

Главная цель достижения продовольственной безопаснос­ти
— гарантированное и устойчивое снабжение перерабатываю­щих предприятий сырьем, а населения — продовольствием, не подверженное влиянию внешних и внутренних неблагоприят­ных воздействий. Оно не должно быть уязвимым даже в случае роста цен, нехватки валюты, эмбарго на поставки извне.

Важнейшими условиями достижения продовольственной безопасности являются:

  • потенциальная физическая доступность продуктов пита­ния для каждого человека (наличие их и предложение в доста­точном количестве)
  • экономическая возможность приобретения продоволь­ствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими (платежеспособность потребительского спроса)
  • потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания

В зависимости от субъектов, решающих проблему, и выпол­няемых функций различают семь уровней продовольственной безопасности: глобальный, субрегиональный, межгосударствен­ный, государственный, местный, групп населения и семейный (домашние хозяйства).

Проблемы продовольственной безопасности на глобальном (мировом) уровне решают международные организации и специализированные органы (ФАО, ВТО, Комитет по продоволь­ственной безопасности и др.). Важнейшая их функция — со­действие стабилизации экономик государств в целях обеспече­ния необходимого уровня развития в человеческом измерении. Выполнение функций осуществляется посредством:

  • разработки и реализации долговременных программ и проектов, способ­ствующих наращиванию объемов продовольствия
  • создания за­пасов и организации помощи в случае неблагоприятных эконо­мических и экологических явлений

На субрегиональном уровне продовольственной безопаснос­ти соответствующие органы и форумы способствуют экономи­ческому развитию союзов и блоков, других объединений госу­дарств, решают задачи улучшения качественных параметров продовольственного обеспечения. Типичным формированием такого рода является Европейский союз.

Межгосударственный уровень проблемы продовольствен­ной безопасности определяется функционированием межгосу­дарственных соглашений по вопросам солидарного поведения государств в области торговли, ценообразования, стандартиза­ции продукции, качественных параметров и др. Субъекты, ре­шающие проблему на этом уровне, должны быть хорошо орга­низованными.

Организационно упорядочены, стабильно функционируют и определяют состояние продовольственной безопасности как национального, так и более низких уровней субъекты государ­ственного уровня. К ним относятся правительства и органы законодательной власти. Их деятельность направлена на ста­бильность экономического развития, формирование государ­ственных фондов и обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем продовольственном рынке.

На местном уровне продовольственную безопасность долж­ны обеспечивать субъекты территориального управления (об­ласть, муниципалитет, район) посредством снабжения продук­тами, контроля за их качеством и создания условий населению для получения доходов.

Субъектом, определяющим продовольственную безопасность на уровне групп населения, выступают социальные группы, за­дача которых — обеспечить доходы, необходимые для научно обоснованного потребления

На семейном уровне в качестве субъекта, обеспечивающего продовольственную безопасность, выступают домашние хозяй­ства, функция которых — приобретение и использование про­дуктов, организация сбалансированного питания.

Иерархия уровней продовольственной безопасности

Все уровни продовольственной безопасности взаимоувязаны и взаимозависимы. Оптимальный вариант решения продовольственной проблемы — это согласованные действия субъектов всех уровней, хотя часть их может также решать конкретные задачи. Например, сокращение числа недоедаю­щих и искоренение голода зависят от деятельности субъектов всех семи уровней, а достижение максимального самообеспече­ния и нормативного потребления продуктов питания определя­ют сообщества от четвертого до седьмого уровня.

Наличие продовольственных ресурсов в мире и их прогноз на перспективу анализируют и отслеживают международные орга­низации, прежде всего — ФАО (Продовольственная и сельскохо­зяйственная организация ООН). Периодически продовольствен­ная проблема рассматривается на международных форумах (саммитах), на которых вырабатываются направления действий мирового сообщества. В настоящее время произошли изменения в подходах к решению продовольственной проблемы, суть кото­рых заключается в следующем.

До 1970-х гг. считалось, что по мере внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве продо­вольственная проблема будет решена в глобальном масштабе, а следовательно, и на национальных уровнях, т.е. планировался подход от общего к частному.

В связи с этим участники Совещания в Стокгольме в 1972 г. заявили о намерении решить проблему продовольствия в миро­вом масштабе, чтобы уже до конца XX в. покончить с голодом во всех 170 странах, принимавших участие в обсуждении дан­ного вопроса.

В последующие годы появился новый подход, согласно кото­рому достижение продовольственной безопасности возможно только на уровне государств, а в глобальном масштабе ее будет определять совокупность государственных уровней, т.е. подход от частного к общему. Это связано с наличием факторов, огра­ничивающих развитие мирового сельского хозяйства и не позво­ляющих обеспечить необходимый прирост продовольственных и сырьевых ресурсов.

Модификация обеспечения продовольственной безопаснос­ти привела к существенным изменениям в аграрной политике. В 1970-е и 1980-е гг. снабжение продовольствием рассматрива­лось как средство достижения текущих целей. Впоследствии произошло смещение приоритетов в стратегическом направле­нии. На первый план стали выдвигаться задачи развития аграр­ной экономики и укрепления позиций стран в мировом продо­вольственном хозяйстве. В «продовольственном вопросе» уси­лились стратегические факторы, определяющие будущий эко­номический потенциал стран и их роль в мировой экономике.

Рассматривая проблемы будущего столетия, участники Со­вещания в Рио-де-Жанейро в 1994 г. отметили, что обеспечение устойчивого развития, борьба с бедностью, продовольственное обеспечение являются обязанностями правительств, выпол­нять которые предпочтительно путем разработки программ, планов и проведения продовольственной политики. Поэтому до­кументы международных форумов носят рекомендательный ха­рактер и излагаются по принципу: мыслить глобально, действо­вать локально.

В ноябре 1996 г. в Риме участники Всемирного саммита при­няли декларацию о мировой продовольственной безопасности и подписали соответствующий План действий на период до 2015 г. Они согласились, что индустриальные страны, развитие которых оказало наибольшее негативное воздействие на окру­жающую среду, должны компенсировать этот ущерб путем вы­деления 0,7 % своего валового внутреннего продукта в качестве продовольственной помощи нуждающимся нациям, преиму­щественно развивающимся. Соединенные Штаты Америки, за­няв особую позицию, не поддержали это предложение.

В соответствии с классификацией ФАО в последние годы к развивающимся странам относятся ранее благополучные в эко­номическом отношении государства, попавшие в группу риска по продовольственному обеспечению и претендующие на оказа­ние помощи. Республики бывшего Союза — Армения, Грузия, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмения — харак­теризуются как испытывающие хронический дефицит продо­вольствия.

В контексте Плана действий на период до 2015 г. в апреле 1997 г. в Минске проведена международная конференция, посвященная вопросам устойчивого развития экономики стран Восточной Европы как важнейшего условия преодоления бед­ности и стабилизации продовольственного обеспечения в этих странах, а также изменения аграрной политики.

Достижение продовольственной безопасности предполагает решение ряда задач, важнейшие из которых следующие:

  • создание стабильных экономических условий
  • проведение эффективной аграрной политики
  • обеспечение равных возможностей для субъектов хозяй­ствования
  • проведение рациональной политики в области занятости населения
  • осуществление социальной политики, направленной на ис­коренение бедности и неравенства в части доступности продо­вольствия
  • достижение устойчивого, интенсивного и разнообразного производства продовольствия, повышение его эффективности
  • содействие внедрению передовых технологий в области производства, переработки и хранения сырья и продоволь­ствия
  • совершенствование размещения и специализации сельско­го хозяйства, направленных на самообеспечение регионов сырьем и продовольствием с учетом рационального использова­ния преимуществ международного разделения труда
  • проведение активной внешнеэкономической деятельности, оптимизация экспортно-импортной деятельности
  • инвестирование аграрной сферы

Учитывая множество задач, определяющих проблему про­довольствия, а также сложность их решения, можно сделать вывод о том, что продовольственная безопасность страны обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и все­го агропромышленного комплекса, так и с общим состоянием национальной и мировой экономики.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,33 из 5)