Сущность продовольственной безопасности, структура, цели и методы ее достижения
Под продовольственной безопасностью следует понимать такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) — с другой.
Главная цель достижения продовольственной безопасности — гарантированное и устойчивое снабжение перерабатывающих предприятий сырьем, а населения — продовольствием, не подверженное влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий. Оно не должно быть уязвимым даже в случае роста цен, нехватки валюты, эмбарго на поставки извне.
Важнейшими условиями достижения продовольственной безопасности являются:
- потенциальная физическая доступность продуктов питания для каждого человека (наличие их и предложение в достаточном количестве)
- экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими (платежеспособность потребительского спроса)
- потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания
В зависимости от субъектов, решающих проблему, и выполняемых функций различают семь уровней продовольственной безопасности: глобальный, субрегиональный, межгосударственный, государственный, местный, групп населения и семейный (домашние хозяйства).
Проблемы продовольственной безопасности на глобальном (мировом) уровне решают международные организации и специализированные органы (ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности и др.). Важнейшая их функция — содействие стабилизации экономик государств в целях обеспечения необходимого уровня развития в человеческом измерении. Выполнение функций осуществляется посредством:
- разработки и реализации долговременных программ и проектов, способствующих наращиванию объемов продовольствия
- создания запасов и организации помощи в случае неблагоприятных экономических и экологических явлений
На субрегиональном уровне продовольственной безопасности соответствующие органы и форумы способствуют экономическому развитию союзов и блоков, других объединений государств, решают задачи улучшения качественных параметров продовольственного обеспечения. Типичным формированием такого рода является Европейский союз.
Межгосударственный уровень проблемы продовольственной безопасности определяется функционированием межгосударственных соглашений по вопросам солидарного поведения государств в области торговли, ценообразования, стандартизации продукции, качественных параметров и др. Субъекты, решающие проблему на этом уровне, должны быть хорошо организованными.
Организационно упорядочены, стабильно функционируют и определяют состояние продовольственной безопасности как национального, так и более низких уровней субъекты государственного уровня. К ним относятся правительства и органы законодательной власти. Их деятельность направлена на стабильность экономического развития, формирование государственных фондов и обеспечение баланса спроса и предложения на внутреннем продовольственном рынке.
На местном уровне продовольственную безопасность должны обеспечивать субъекты территориального управления (область, муниципалитет, район) посредством снабжения продуктами, контроля за их качеством и создания условий населению для получения доходов.
Субъектом, определяющим продовольственную безопасность на уровне групп населения, выступают социальные группы, задача которых — обеспечить доходы, необходимые для научно обоснованного потребления
На семейном уровне в качестве субъекта, обеспечивающего продовольственную безопасность, выступают домашние хозяйства, функция которых — приобретение и использование продуктов, организация сбалансированного питания.
Все уровни продовольственной безопасности взаимоувязаны и взаимозависимы. Оптимальный вариант решения продовольственной проблемы — это согласованные действия субъектов всех уровней, хотя часть их может также решать конкретные задачи. Например, сокращение числа недоедающих и искоренение голода зависят от деятельности субъектов всех семи уровней, а достижение максимального самообеспечения и нормативного потребления продуктов питания определяют сообщества от четвертого до седьмого уровня.
Наличие продовольственных ресурсов в мире и их прогноз на перспективу анализируют и отслеживают международные организации, прежде всего — ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). Периодически продовольственная проблема рассматривается на международных форумах (саммитах), на которых вырабатываются направления действий мирового сообщества. В настоящее время произошли изменения в подходах к решению продовольственной проблемы, суть которых заключается в следующем.
До 1970-х гг. считалось, что по мере внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве продовольственная проблема будет решена в глобальном масштабе, а следовательно, и на национальных уровнях, т.е. планировался подход от общего к частному.
В связи с этим участники Совещания в Стокгольме в 1972 г. заявили о намерении решить проблему продовольствия в мировом масштабе, чтобы уже до конца XX в. покончить с голодом во всех 170 странах, принимавших участие в обсуждении данного вопроса.
В последующие годы появился новый подход, согласно которому достижение продовольственной безопасности возможно только на уровне государств, а в глобальном масштабе ее будет определять совокупность государственных уровней, т.е. подход от частного к общему. Это связано с наличием факторов, ограничивающих развитие мирового сельского хозяйства и не позволяющих обеспечить необходимый прирост продовольственных и сырьевых ресурсов.
Модификация обеспечения продовольственной безопасности привела к существенным изменениям в аграрной политике. В 1970-е и 1980-е гг. снабжение продовольствием рассматривалось как средство достижения текущих целей. Впоследствии произошло смещение приоритетов в стратегическом направлении. На первый план стали выдвигаться задачи развития аграрной экономики и укрепления позиций стран в мировом продовольственном хозяйстве. В «продовольственном вопросе» усилились стратегические факторы, определяющие будущий экономический потенциал стран и их роль в мировой экономике.
Рассматривая проблемы будущего столетия, участники Совещания в Рио-де-Жанейро в 1994 г. отметили, что обеспечение устойчивого развития, борьба с бедностью, продовольственное обеспечение являются обязанностями правительств, выполнять которые предпочтительно путем разработки программ, планов и проведения продовольственной политики. Поэтому документы международных форумов носят рекомендательный характер и излагаются по принципу: мыслить глобально, действовать локально.
В ноябре 1996 г. в Риме участники Всемирного саммита приняли декларацию о мировой продовольственной безопасности и подписали соответствующий План действий на период до 2015 г. Они согласились, что индустриальные страны, развитие которых оказало наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, должны компенсировать этот ущерб путем выделения 0,7 % своего валового внутреннего продукта в качестве продовольственной помощи нуждающимся нациям, преимущественно развивающимся. Соединенные Штаты Америки, заняв особую позицию, не поддержали это предложение.
В соответствии с классификацией ФАО в последние годы к развивающимся странам относятся ранее благополучные в экономическом отношении государства, попавшие в группу риска по продовольственному обеспечению и претендующие на оказание помощи. Республики бывшего Союза — Армения, Грузия, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмения — характеризуются как испытывающие хронический дефицит продовольствия.
В контексте Плана действий на период до 2015 г. в апреле 1997 г. в Минске проведена международная конференция, посвященная вопросам устойчивого развития экономики стран Восточной Европы как важнейшего условия преодоления бедности и стабилизации продовольственного обеспечения в этих странах, а также изменения аграрной политики.
Достижение продовольственной безопасности предполагает решение ряда задач, важнейшие из которых следующие:
- создание стабильных экономических условий
- проведение эффективной аграрной политики
- обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования
- проведение рациональной политики в области занятости населения
- осуществление социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступности продовольствия
- достижение устойчивого, интенсивного и разнообразного производства продовольствия, повышение его эффективности
- содействие внедрению передовых технологий в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия
- совершенствование размещения и специализации сельского хозяйства, направленных на самообеспечение регионов сырьем и продовольствием с учетом рационального использования преимуществ международного разделения труда
- проведение активной внешнеэкономической деятельности, оптимизация экспортно-импортной деятельности
- инвестирование аграрной сферы
Учитывая множество задач, определяющих проблему продовольствия, а также сложность их решения, можно сделать вывод о том, что продовольственная безопасность страны обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, так и с общим состоянием национальной и мировой экономики.