Сущность и организационная структура мясного подкомплекса
Выделение мясопродуктового подкомплекса как самостоятельной структуры связано с тем, что:
- в производстве мяса участвуют биологические объекты (животные), от которых получают по несколько видов продукции. Крупный рогатый скот, в частности, продуцирует молоко, мясо, является поставщиком сырья для кожевенной промышленности. Птица дает яйцо, мясо, пух, перо и т.д.
- мясо-сырье производит не одна отрасль, а несколько — скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство и другие, что определяет взаимозаменяемость различных видов мяса и конкуренцию между их производителями
- для различных видов животных в силу их физиологических особенностей необходимы разные условия содержания, кормления и обслуживания
- средства производства выпускаются для животноводства и перерабатывающей промышленности отдельно, а не конкретно для мясного подкомплекса
В идеальном виде в мясной подкомплекс должны включаться только специализированные хозяйства по выращиванию и откорму крупного и мелкого рогатого скота, по воспроизводству, доращиванию и откорму свиней, свинокомплексы с полным циклом производства, бройлерные птицефабрики, ветеринарная служба, заготовительные организации, а также мясокомбинаты, специализированные оптовые рынки, фирменные магазины розничной торговли. Но в действительности мясной подкомплекс — гораздо более сложная структура. Он представляет собой производственно-экономическую систему взаимосвязанных производств, отраслей и подотраслей сельского хозяйства, переработки (включая комбикормовую, микробиологическую и мясоперерабатывающую промышленность), сервиса, торговли, общественного питания, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт — мясо и мясные изделия, — для удовлетворения потребностей населения. Каждый из субъектов подкомплекса стремится получить максимальный доход. Кроме того, в мясном подкомплексе налажено производство мясокостной и кровяной муки, эндокринно-ферментного, кожевенно-шубного сырья и другой продукции для легкой промышленности.
Ядром мясного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и товарного обращения конечной продукции, является животноводство всех сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, фермерских хозяйств и личных хозяйств граждан в части выращивания и откорма животных для получения мяса.
Назначение подкомплекса — мобилизация собственных ресурсов для увеличения доходов субъектов подкомплекса за счет удовлетворения потребности внутреннего продовольственного рынка в мясе и мясопродуктах и роста экспорта конкурентоспособной продукции на внешний рынок.
Мясной подкомплекс республики в настоящее время представляет собой не целостную структуру, а совокупность разрозненных предприятий по производству, переработке и сбыту мясной продукции, не объединенных общими экономическими интересами. Существующая система хозяйствования не стимулирует структурную перестройку и рост производительности труда, носит затратный характер, не заинтересовывает производителей в развитии мясного животноводства, а перерабатывающие предприятия — в безотходной, комплексной переработке скота и птицы.
Причинами кризиса в мясном подкомплексе являются:
- отсутствие единых экономических интересов у партнеров по производству и доведению конечного продукта до потребителя
- преобладание в планировании и управлении отраслевого начала, приводящего к разбалансированности межотраслевых связей и возникновению диспропорций внутри сфер подкомплекса и между ними
- нарушение эквивалентности межотраслевого обмена
- отсутствие конкуренции
- игнорирование основного рыночного закона соответствия спроса и предложения
- недостатки в экономическом стимулировании, финансово-кредитной системе
- и др.
В наиболее выгодном положении оказываются те звенья общей продуктовой цепочки, которые находятся ближе к конечному потребителю, — переработка и сбыт.
Преодоление негативных явлений в мясном подкомплексе требует:
- разработки системы организационно-экономических мер по повышению эффективности функционирования всего мясного подкомплекса и отдельных его отраслей, включающей создание условий для развития интеграционных процессов между всеми участниками единой продуктовой цепочки
- мобильное освоение достижений научно-технического прогресса
- государственное регулирование объемов поставок сырья, его переработки и реализации готовых продуктов с использованием экономических методов
- гибкое ценообразование на мясо и мясные продукты с учетом спроса, предложения и потребительских свойств конечной продукции
- ликвидацию монополизма, создание альтернативных производств и структур
- льготное кредитование и налогообложение
- контроль за конкурентами и защиту внутреннего рынка, анализ складывающейся конъюнктуры на рынке продовольствия и ценных бумаг
- маркетинговый подход к построению сферы реализации
Переход республики к рыночным отношениям обусловливает необходимость формирования на базе существующего мясного подкомплекса реально функционирующего рынка мяса, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в мясной продукции и действующего на основе экономических законов с участием государства в его регулировании.