Рубрика: Экономика АПК

Сущность и функции цен


Цена является одним из главных ориентиров субъектов хозяйства в рыночных условиях. Цену можно определить как сумму себестоимости единицы продукции (С) и прибыли (П):

  • Ц=С+П.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Или, цена – это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара. В связи с этим есть цены продавца и покупателя.

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющееся в процессе их обмена. В этом определении подчеркивается связь цены товара с ее полезностью и то, что цена проявляется только в условиях обмена.

Равновесные цены — это цены, сформировавшиеся под воздействием спроса и предложения.

Функции цен:

  1. Измерительная – измеряет стоимость товаров. Выражает ОНЗТ на производство продукции.
  2. Регулирующая – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения.
  3. Распределительная – повышение или понижение цен ведет к перераспределению прибыли между отраслями, предприятиями и населением.
  4. Контрольная – цена является инструментом учета и контроля расхода и движения материально-вещественных ресурсов, их движение и сохранение.
  5. Стимулирующая – только цена стимулирует предприятие на повышение объемов производства, снижение издержек и увеличение прибыли.
  6. Социальная – изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета. Цена влияет на доступ населения к различным видам товаров и услуг.

Comments are closed .