Рубрика: Экономика АПК

Сущность государственного регулирования СХ

Вопрос изучения государственного регулирования сельского хозяйства в мировом сообществе является весьма важным и актуальным. Для мирового сельского хозяйства характерен ряд производственно-экономических особенностей, которые определяют экономическую нестабильность в аграрном секторе.

Особенно актуальным является государственное регулирование аграрного сектора для стран с переходной экономикой. В переходный к рыночной экономике период возрастает значение гибкого сочетания рыночного механизма и государственного регулирования, обеспечивающее плавное вхождение в рынок. Современный рынок во всём мире является регулируемым, на него воздействуют через бюджет, налоговую систему, кредитную политику, валютное, таможенное законодательство.

Системный кризис, охвативший в 80-90-х годах постсоциалистические страны, обусловил необходимость государственного вмешательства в экономику этих стран. Особенно ощутимо кризис проявился в аграрном секторе. Административно-командная экономика привела к деградации отношений собственности, всеобщему огосударствлению хозяйственных связей, утрате трудовых мотиваций. В результате снизилась эффективность использования ресурсов, инвестиций, началось падение производства и жизненного уровня населения. Как показал мировой опыт, преодоление кризиса возможно путём проведения рыночных преобразований, немаловажную роль играют и аграрные реформы.

Однако переход к рынку не означает полного отказа от государственного регулирования экономических процессов. Государство призвано создавать институционально-правовую основу рыночных преобразований.

Государственное регулирование аграрного сектора – это целенаправленная деятельность государства, воздействующая на хозяйственную деятельность субъектов АПК.

Мировой опыт показал, что в рыночных условиях сельское хозяйство в подавляющем большинстве стран неспособно успешно функционировать без серьезной государственной поддержки. Из-за воздействия рентных факторов и относительно низкой эластичности спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции ограничены возможности свободного ценообразования, в связи с чем роль государственного регулирования более значительна по сравнению с другими отраслями.

В мировой практике государственная помощь направляется не только на производство необходимого объема производства продукции, но и на сохранение природной среды, поддержку уровня жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры.

В развитых странах осуществляется регулирование агропромышленного производства, перерабатывающих отраслей и социального благоустройства села. Государство проводит протекционистскую политику, оказывая стимулирующее воздействие на приоритетные отрасли, осуществляет разработку и реализацию программ развития производства.

Важнейшими направлениями государственного регулирования аграрного сектора развивающихся стран является ценовое вмешательство, позволяющее оказывать существенное влияние на продовольственный рынок системой цен, квот, субсидий, налогов, страховых платежей, таможенных сборов, а также поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, работающих в худших природно-климатических условиях или пострадавших в результате стихийных бедствий. Также на макроуровне регулируется и внешнеэкономическая деятельность сельскохозяйственных субъектов. Проводится политика поддержка национальной валюты, политика по защите национальных производителей от внешней конкуренции, стимулируется производство и экспорт сельскохозяйственной продукции.

Государственная поддержка может осуществляться различными способами. Зарубежный опыт государственного регулирования показывает, что основной целью аграрной политики в развитых странах является гарантированное снабжение населения продовольствием высокого качества по доступным ценам, как в обычных, так и экстренных условиях. Производителям сельскохозяйственной продукции обеспечивается равный уровень жизни по сравнению с другими слоями населения. Поэтому изучение данного опыта, форм и методов регулирования агропромышленного производства на макро- и микроуровне и внедрения их применительно к условиям нашей республики заслуживает пристального внимания.

Цели государственного регулирования сельского хозяйства:

  1. разработка и утверждение правовой основы развития аграрного сектора;
  2. определение целей развития АПК, направленных на эффективное использование производственных ресурсов в сельском хозяйстве;
  3. выравнивание совокупного спроса и совокупного предложения на продовольственном рынке;
  4. поддержание стабильной экономической ситуации в отрасли;
  5. перераспределение доходов, направленное на сглаживание различий в доходах сельскохозяйственных производителей;
  6. предотвращение нежелательной миграции рабочей силы на селе;
  7. защита внутреннего продовольственного рынка;
  8. обеспечение и поддержание продовольственной безопасности в стране.

Объектом сельскохозяйственного регулирования являются аграрные отношения. Субъектами регулирования являются государственные органы, которые осуществляют руководство сельскохозяйственными производителями, и сами сельскохозяйственные предприятия.

Гарантии государства:

  • Государственное регулирование должно обеспечивать свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность хозяйствования, свободное распоряжение произведённой продукцией и полученными доходами.
  • Государство должно гарантировать право субъектов хозяйствования на выбор любой формы собственности и формы организации хозяйственной деятельности, партнеров.
  • Нельзя также забывать о разработке государством системы страховых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого неурожаями, стихийными бедствиями.
  • Государство должно смягчать нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию.
  • Государство играет важную роль в создании инфраструктуры сельского хозяйства.

Comments are closed .