Рубрика: Экономика АПК

Рыночная среда и финансово-кредитное обеспечение АПК

Развитая, доступная и стимулирующая финансово-кредитная система является приоритетным условием нормального функцио­нирования хозяйств и укрепления их конкурентоспособности. Ре­шение данной проблемы — в трех аспектах:

  • Во-первых, необхо­димо определить рациональный уровень бюджетного субсидирова­ния сельского хозяйства и оптимальное количество целевых госу­дарственных программ
  • Во-вторых, следует нормализовать и упорядочить банковское финансово-кредитное обслуживание сельскохозяйственных предприятий
  • В-третьих, требуется осу­ществить комплексное финансовое оздоровление хозяйств, лик­видировать их неплатежеспособность и предотвратить возмож­ность накопления безвозвратных долгов

Первый аспект проблемы — бюджетные субвенции — предлагается использовать консолидированно и строго по целе­вому назначению. В связи с этим есть необходимость скорейше­го принятия пяти основных государственных программ разви­тия АПК:

  • поддержания аграрной науки
  • развития селекции и семеноводства
  • обеспечения племенного дела
  • финансирования мероприятий по повышению плодородия земель
  • субсидирова­ния противоэпизоотических мероприятий

Остальные меры и направления стратегического, регионального и микроэкономи­ческого развития сельского хозяйства должны осуществляться в отраслевом порядке за счет их средств. Многократные, много­вариантные и многолетние расчеты показывают, что на про­граммно-целевое развитие сельского хозяйства должно направ­ляться до 20 % расходной части государственного бюджета.

Для второго аспекта проблемы — финансово-кредитного обслуживания — важны:

  • восстановление стимулирующей функ­ции банковского кредита, в соответствии с чем эффективное и высокоокупаемое конкурентное производство должно претен­довать на льготные и дополнительные кредиты под регрессив­ные проценты
  • упрощение системы кредитования, расширение возможности и доступности кредитов для различных категорий товаропроизводителей
  • восстановление роли и функций долго­срочного кредита под пилотные высокоокупаемые проекты и обоснованные бизнес-планы
  • предоставление кредитов под рас­четы натуральной сельскохозяйственной продукцией
  • расши­рение практики ипотечного кредитования предприятий; созда­ние совместных и смешанных предприятий и производств с привлечением банковских акций, капиталов и с условием учас­тия кредиторов в прибылях
  • создание кооперативных финансо­вых структур путем объединения свободных средств предприя­тий в целях взаимного льготного кредитования, а также форми­рование обществ взаимного кредита по продуктовому или от­раслевому признаку

Указанные меры предполагается использовать в комплексе. Лишь в таком применении они дадут положительный эффект. Однако в любом случае следует иметь законодательные гаран­тии и экономическими мерами создавать необходимую обора­чиваемость и окупаемость банковского капитала, а значит,предотвращать возможные потери и убытки кредиторов АПК. Банковские проценты не должны ущемлять хозяйственную де­ятельность и препятствовать росту эффективности производства.

Третий аспект проблемы финансового обеспечения сель­скохозяйственных предприятий предполагает широкую гамму мероприятий по их финансовому оздоровлению и предотвраще­нию накопления безвозвратных долгов. Это возможно при диф­ференцированном механизме реструктуризации задолженнос­ти, пролонгирования части платежей, уменьшения их размера, списания безнадежных и безвозвратных долгов. Это важно для группы реформирующихся предприятий. Нельзя, чтобы новые коллективы, предприятия и производства, возникающие на месте прежних неэффективных хозяйств, принимали на себя старые, не ими накопленные долги. Новые рыночные хозяй­ственные структуры должны быть свободными от старых фи­нансовых обязательств.

Следует отметить, что посредством ценообразования можно получить часть средств, необходимых для воспроизводства. Так, средневзвешенные цены ныне покрывают в среднем при­мерно 50 % совокупных затрат на производство продукции животноводства, а непаритет межотраслевого товарообмена между сельским хозяйством и промышленностью по ресурс- но-потребительским корзинкам составляет более 2 раз. Это го­ворит о том, что темпы роста цен на промышленные товары для сельского хозяйства за последние годы в среднем по-прежнему опережают темпы изменения цен на сельскохозяй­ственную продукцию, имеющую первостепенную социальную значимость. Решение вопроса — в двух направлениях:

  • Пер­вое — сбалансированность внутриотраслевого ценообразова­ния на различные виды сельскохозяйственной продукции, ис­ходя из издержек по худшим условиям производства.
  • Вто­рое — эквивалентность межотраслевого товарообмена и стои­мостных продуктово-ресурсных потоков.

Реализация первого направления требует дифференциации сельскохозяйственных предприятий по условиям хозяйствова­ния. Например, в зависимости от кадастровой оценки земель и формирования цены на продукцию по средненормативным за­тратам в объективно наиболее сложных условиях с учетом нор­матива рентабельности производства не ниже 20-30 %. Основ­ным источником роста цен при этом может служить консолида­ция всех тех многообразных централизованных государствен­ных вложений (около 30 видов), которые предоставляются ны­не в порядке экстренной поддержки предприятий в периоды важнейших сельскохозяйственных работ. В 2000 г. сельскохозяйственным предприятиям предоставлено более 130 млрд р., что составляет около 60 дол. на 1 га сельскохозяйственных зе­мель. Для сравнения: в странах Европейского союза централи­зованные субсидии составляют около 500 дол. на 1 га земель, а в Скандинавских странах — от 1500 до 2500 дол., или примерно 50 % доходов фермерских хозяйств.

Указанный объем целесообразно преобразовать в консоли­дированные надбавки к закупочным ценам на продукцию, реа­лизуемую в счет государственного заказа. Посредством этих средств государство может осуществлять также интервенцион­ное регулирование объемов сельскохозяйственного производ­ства, поддерживать сбалансированность внутреннего потреби­тельского рынка продовольствия, стимулировать эффективное и конкурентное высокоокупаемое производство, дотировать эк­спорт готовой продукции.

Все изложенное рекомендуется осуществлять на начальном этапе формирования рыночной экономики. В последующем це­лесообразно квотирование производства и сбыта под оптималь­ную емкость внутреннего рынка и экспортных поставок. Поэто­му уже сейчас продукция, производимая сверх установленного госзаказа (а в будущем — сверх обязательных квот), должна свободно реализовываться по свободным ценам. Реализация второго направления ценообразования вызывает необходимость уравновешивания стоимостей по потребительским корзинкам сельскохозяйственной продукции и промышленных ресурсов, фиксации этих стоимостей, а значит, и цен при межотраслевом товарообмене, привязки стоимостей и цен к уровню инфляции в стране или курсу устойчивой иностранной валюты, например, к доллару или евро.

Однако эквивалентность межотраслевого товарообмена поз­воляет обеспечить лишь простое замещение используемых и из­нашиваемых ресурсов, а следовательно, их простое воспроизвод­ство. Но, учитывая многолетний непаритет и некомпенсируемую изношенность ресурсов АПК, сельскому хозяйству простого восстановления средств уже недостаточно. Требуется их расши­ренное воспроизводство, а значит, замена стратегии паритета на приоритет. Такого приоритета в перспективе возможно дос­тичь посредством преимущественного накопления капитала за счет собственных доходов и прибылей предприятий, осущес­твивших комплексное реформирование и перешедших на само­финансирование.

Comments are closed .