Рубрика: Экономика АПК

Роль, значение и организационная структура молочного подкомплекса

Молочно-продуктовый, или молочный, подкомплекс яв­ляется одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.

Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре пита­ния населения республики. Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди всех животноводческих продук­тов. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хоро­шо усваивается организмом. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. Научно обосно­ванная норма потребления молока и молокопродуктов состав­ляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока — 120 кг; обезжиренного — 6,8; творога — 8; сыра и брынзы — 6,6; сметаны — 5,8; сливочного масла — 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молокопродуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в республике пос­ле катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет 403 кг на ду­шу населения в год.

В структуре товарной продукции молочыо-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья — сельскохозяй­ственных организаций приходится 78 %, перерабатывающих предприятий — 22 % . В структуре валовой продукции молоко-перерабатывающих предприятий на долю цельномолочной про­дукции приходится 31 %, масла — 59, сыра — 8,4 %.

Молочное скотоводство дает свыше 25 % валовой продук­ции сельского хозяйства Беларуси. В структуре товарной про­дукции животноводства сельхозкооперативов и госхозов Бела­руси на долю молочного скотоводства приходится свыше 15 % . В этой отрасли сконцентрировано 20 % основных производ­ственных фондов сельскохозяйственного назначения и 1/3 фон­дов животноводства, соответственно 33 и 50 % трудовых ресур­сов. Дойное стадо потребляет около 36 % всех кормов, рас­ходуемых в животноводстве, в том числе 24 % — концентриро­ванных.

В общем поголовье условного крупного рогатого скота по сельхозорганизациям Республики Беларусь коровы и нетели занимают 34 %. В целом молочно-продуктовый подкомплекс производит 27 % конечной продукции АПК. В общем валовом надое молока на внутрихозяйственные нужды используется 15 %. Основная его часть направляется на промышленную пе­реработку, включая заводскую пастеризацию и разлив для про­дажи.

Наряду с обеспечением населения республики молочной продукцией молочно-продуктовый подкомплекс Беларуси яв­ляется основным поставщиком молодняка для доращивания и откорма крупного рогатого скота. Молочное скотоводство по­ставляет для растениеводческих отраслей ценное органическое удобрение — навоз. Свиноводство использует молоко для поро­сят раннего возраста.

Молочный подкомплекс имеет значительный удельный вес в АПК. Он включает в себя:

  • молочное скотоводство
  • кормопро­изводство
  • молочную и маслосыродельную промышленность
  • производственную инфраструктуру
  • реализацию молока и мо­лочных продуктов
  • социальную инфраструктуру

Молочный подкомплекс — достаточно сложная организаци­онно-экономическая система взаимосвязанных производств и подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промыш­ленности, торговли и обслуживающих отраслей, объединяю­щим признаком которых является единый конечный про­дукт — молоко и молочные продукты. В него входят сель­скохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, лич­ные подсобные хозяйства, молочные заводы, мини-заводы (подсобные производства) сельскохозяйственных организаций, организации розничной торговли и общественного питания, за­рождающиеся частные фирмы.

Основным ядром молочного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производ­ства и обмена конечной продукции, является животноводче­ская отрасль. Все существующие структурные формирования — многоотраслевые, производящие как животноводческую, так и растениеводческую продукцию. В ближайшей перспективе, да­же при достижении стабилизации в экономике, ожидать широ­кого развития узкой специализации в молочном скотоводстве неправомерно по причине недостаточного развития материаль­но-технической базы отрасли. Существующие и новые формы хозяйствования в молочном скотоводстве будут функциониро­вать в основном на старых производственных фондах, создан­ных в прошлые годы в сельхозорганизациях в виде крупных объектов.

Основными производителями и поставщиками молока на потребительский рынок в ближайшее время и в будущем в рес­публике останутся высокотоварные фермы сельхозпредприя­тий. На их долю приходится 60 % общего объема производства молока, на личные подсобные (ЛПХ) и фермерские хозяй­ства — 40 %.

По мере становления рыночных отношений и реформирова­ния хозяйств высокотоварные молочные фермы хозяйств смо­гут преобразоваться в самостоятельные структуры рыночного типа, которые затем могут реорганизовываться в производ­ственно-сбытовые объединения, акционерные общества, про­изводственные кооперативы, товарищества, ассоциации и т.п. Развитие фермерства по причине его маломощности существен­ных коррективов в эти процессы не внесет.

Республика Беларусь обладает экспортным потенциалом животноводческих продуктов. В предкризисные годы более 30 % закупаемого в республике молока и молочных продуктов вывозилось за пределы Беларуси. В общесоюзные рыночные фонды поставки молока из Беларуси составляли 8 % . В связи с рядом причин общекризисного характера начиная с 1990 г. сократились объемы производства и закупок молочных продук­тов и соответственно — их экспортные поставки. Однако в последние четыре года резко возросли производство и закупки молока. Импорт молочных продуктов занимает незначитель­ный удельный вес. Импортировать в республику целесообразно лишь ассортиментный минимум молочных продуктов (сыры, детское питание и т.д.).

Главными импортерами молока и молочной продукции яв­ляются Туркменистан, Россия, Узбекистан и Азербайджан (до­ля каждого из государств составляет от 15 до 20 % в общем объеме импорта).

Выход на мировой рынок требует разработки и осуществле­ния соответствующей стратегии молочного скотоводства. Это предполагает изучение внутренних и внешних рынков, требо­ваний к продукции, ее ассортименту, качеству, фасовке, упа­ковке, ценам и т.д.; учет возможностей и тактики потенциаль­ных конкурентов.

Comments are closed .