Рубрика: Экономика АПК

Роль и значение мясного подкомплекса в решении продовольственной проблемы

Мясопродуктовый, или мясной, подкомплекс является од­ним из важнейших элементов продуктовой структуры аграр-но-промышленного комплекса Республики Беларусь. В под­комплексе занято 17 % общей численности работников всего агропромышленного комплекса и 19 % совокупной стоимости основных производственных фондов АПК. На долю мяса и мя­сопродуктов приходится 30-32 % всех затрат на производство продовольствия в республике. В структуре розничного товароо­борота мясной продукции принадлежит 11-13 %.

Значительное место мясного подкомплекса обусловлено вы­сокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Научно обоснованная норма потребле­ния мяса и продуктов из него для жителей нашего региона со­ставляет 80-82 кг на душу населения в год. Фактическое по­требление в конце 1990-х гг. составляло 60-61 кг, хотя в 1990 г. данный показатель равнялся 75 кг. В структуре питания по ка­лорийности (в соответствии с физиологическими нормами) на долю мяса и мясопродуктов должно приходиться 11-12 %, а фактически приходится 8-9 %. Увеличение данного показате­ля отражает процесс насыщения рациона белковыми компо­нентами и качественного совершенствования структуры пита­ния населения.

Рациональная структура потребления мяса для жителей республики имеет следующий состав: 43-45 % говядины, 36-37 свинины, 17-18 мяса птицы и 1-3 % мяса других видов животных. Фактическая структура производства мяса по ос­новным видам в Беларуси в последние годы такова: доля свини­ны (в убойной массе) — 47 %, говядины — 40, птицы — 11 и прочие виды мяса — 2 % . Прослеживается тенденция к увели­чению удельного веса мяса птицы и свинины при снижении доли говядины. Говядина производится преимущественно в общес­твенном секторе (более 90 %), свинина — приблизительно в рав­ных пропорциях на сельскохозяйственных предприятиях (55) и в частном секторе (45), птица — в размере 80 % на крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Производственный потенциал мясной отрасли Республики Беларусь на уровне государств СНГ довольно высок и составля­ет в общем объеме мяса, производимого в Содружестве, свыше 6 % . Это четвертое место после России, Украины и Казахстана. Однако используется этот потенциал в пределах 55-60 %. Ос­новные импортеры республики — Россия (2/3 общего экспорта мяса и мясопродуктов), Узбекистан (1/7), Туркменистан и Азербайджан (около 1/10).

В целом внешнеэкономическую деятельность мясного под­комплекса республики последних лет характеризует незначи­тельное расширение экспортно-импортных операций при превы­шении темпов роста импорта над экспортом, но сохраняющемся положительном сальдо внешнеторгового оборота.

С учетом имеющегося потенциала животноводства, опыта и традиций мясной индустрии мясопродуктовый подкомплекс Бе­ларуси должен оставаться и в дальнейшем ориентированным на экспорт. Согласно прогнозам, к 2015 г. он сможет предложить на внешний рынок свыше 100 тыс. т мяса и мясопродуктов. Пред­почтительным является развитие экспортно-импортных опера­ций со странами ближнего зарубежья. Освоение более широкой географии мирового рынка предполагается только в качестве стратегического направления.

Comments are closed .