Республика Беларусь в МСХ
Реформирование аграрного сектора в РБ началось в рамках общей экономической реформы. Необходимость коренных преобразований в сельском хозяйстве была обусловлена глубоким системным кризисом, проявившимся в снижении эффективности использования ресурсного потенциала и инвестиций, ухудшении снабжения населения продовольствием, в разрушении природы. Это привело к деградации отношений собственности и утрате экономических мотиваций вследствие всеобщего огосударствления хозяйств и отчуждения крестьян от земли и результатов труда.
В 1993 году Всемирным банком в рамках шоковой терапии была рекомендована комплексная программа аграрной реформы, которая предусматривала мероприятия по быстрому становлению рыночного механизма в сельском хозяйстве.
- макроэкономическая стабилизация;
- сокращение безадресного субсидирования сельскохозяйственных производителей и потребителей;
- отмена контроля над ценами и либерализация внутреннего рынка с целью создания равных условий для хозяйствующих субъектов;
- создание кредитно-финансовой системы, обеспечивающей фискальный характер формирования бюджетов и доступ к коммерческому кредиту;
- проведение законодательной реформы;
- демонополизация поставок сельского хозяйства;
- предполагалась земельная реформа;
- реструктуризация колхозов и совхозов;
- свобода внешней торговли;
- реорганизация управленческой структуры в сельском хозяйстве.
Длительное время сельское хозяйство Республики Беларусь было ориентировано на экспорт продовольствия. Во второй половине 80-х годов на общесоюзный рынок РБ поставляла примерно 6% мяса, примерно 7% молока. За 1990-е годы ситуация резко ухудшилась. Из экспортёра Беларусь превратилась в импортера сельскохозяйственной продукции. Изменилась и географическая структура внешней торговли: на 80% увеличился объем продаж в страны ближнего зарубежья и на 20% уменьшился экспорт в страны дальнего зарубежья. Изменилась и отраслевая структура аграрного производства РБ. Начало доминировать растениеводство (57% от валового сельскохозяйственного производства), а в мире преобладает животноводство – 60%.
РБ заняла свою нишу в мировом аграрном секторе в картофеле и льноводстве. Наша страна осуществляет 5% мирового производства картофеля и 8,5% производства льноволокна. Сельскохозяйственная продукция экспортируется в основном в страны СНГ и ЦВЕ.
РБ и ВТО
В 1992 году РБ получила статус наблюдателя ВТО. В 1993 году была направлена заявка на присоединение.
Вступление в эту организацию даст ряд преимуществ стране:
- станет возможной интеграция в международную торговую систему;
- появиться возможность отстаивать и защищать свои интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепризнанных в мировой практике правовых основах;
- полноправное участие в ВТО обеспечило бы РБ статус страны наибольшего благоприятствования в торговле, то есть страна сможет воспользоваться снижающимися тарифами других стран, что позитивно отразится на расширении экспорта и активизирует внешнеторговую деятельность;
- ограждение страны от дискриминационных мер, которые используются в последнее время в отношении некоторых белорусских товаров со стороны других государств.
В месте с тем, проведение переговоров с ВТО потребует от Беларуси уточнения позиций по многим вопросам, обновления и упорядочения законодательных норм и торговой практики. В частности, соглашение по сельскому хозяйству содержит обязательства по сокращению мер внутренней поддержки сельскохозяйственного производства и экспорта. Речь идет о снижении субсидий сельскому хозяйству, устранении нетарифных мер по импорту (количественные ограничения, минимальные импортные цены, выборочное импортное лицензирование).
Продовольственная безопасность Республики Беларусь
РБ относится к государствам с достаточным уровнем питания. По доступности продовольствия населению Беларусь входит в группу наиболее обеспеченных стран с переходной экономикой. Страна располагает достаточным природным и экономическим потенциалом для наращивания объёмов производства и для обеспечения внутренних потребностей в сельскохозяйственной продукции на 80-85%, т.е. обеспечивать продовольственную безопасность страны.
Несмотря на то, что Беларусь находится на высоком уровне по индексу развития человеческого потенциала (53-е место из 173 стран), для неё характерны негативные тенденции: усугубление экологической ситуации, спад производства во многих отраслях сельского хозяйства, уменьшение потребления, обострение демографической проблемы.
Важной задачей государства является разработка стратегии решения проблемы за счёт собственного потенциала и преимуществ международного разделения труда. Всё это нашло своё отображение в Концепции национальной продовольственной безопасности РБ, принятой в 2005 году. Документ содержит основные понятия продовольственной безопасности, национальную модель, направления аграрной политики, этапы её реализации, методику оценки продовольственного обеспечения, параметры продовольственной безопасности, систему научных взглядов на проблему и учитывает особенности национального развития.
Огромную роль в стимулировании развития аграрного сектора призвана сыграть Государственная программа возрождения и развития села.