Реформирование экономического уклада — главная задача развития аграрного производства
Реформирование экономического уклада — центральная проблема, определяющая стратегию развития аграрного производства. Ее решение заключается в достижении сбалансированности продовольственного рынка по спросу и предложению основных видов продукции, доступности продовольствия всем категориям населения по их доходам и расходам, обеспеченности рыночного спроса преимущественно за счет национального производства. В связи с этим собственное производство важнейших групп продуктов (зерна и хлебопродуктов, картофеля, овощей, плодов и ягод, сахарной свеклы, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов, а также яиц) должно обеспечивать общую их потребность не ниже 100 % . При этом экспортный потенциал может составлять 15-20 % общего производства. Его допустимо уравновешивать примерно таким же размером импорта в порядке развития международной торговли и мирохозяйственных отношений.
Фактическое производство составляет примерно 75-80 % оптимальных внутренних потребностей в продовольствии (и, к сожалению, при минимизации экспорта сельскохозяйственной продукции) и колеблется от 50% -ной обеспеченности зерном до почти 100%-ной — овощами. Исходя из расчетного баланса, импорт сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия может достичь и даже превысить 20%-ную отметку внутреннего продовольственного оборота.
Снижение объемов собственного производства и сбыта на внутреннем потребительском рынке означает появление продовольственной опасности, а значит, и экономической зависимости от импорта, угрозы дальнейшего ослабления и подрыва национального сельскохозяйственного производства и замещения его импортным. Этого допустить нельзя, поскольку сельское хозяйство Беларуси является базисной отраслью для развития ряда промышленных отраслей и предприятий. Более того, как показывает анализ, практически каждая страна в мире стремится поддерживать свою экономическую безопасность и избежать зависимости от мирового импорта. Даже США, достигшие почти неконтролируемой экономической экспансии, имеют одно из самых сильных в мире законодательств по продовольственной безопасности, которое направлено на комплексную поддержку и защиту внутреннего производства и дискриминацию импортеров.
Республика Беларусь должна ограничить покупку недостающих объемов продовольствия на мировых рынках. Во-первых, для этого нет достаточных валютных источников; во-вторых, сельское хозяйство является одной из основных доходных статей бюджета. Кроме того, оно обеспечивает занятость пятой части трудоспособных и социальную поддержку третьей части населения страны. Наконец, сельское хозяйство еще не настолько конкурентоспособно, чтобы применять открытую продовольственную политику, и прежде всего по причине сложных природно-экономических условий, вызывающих повышенные затраты. Даже такие страны, как Финляндия, Швеция и Норвегия, имеющие рискованное и неустойчивое сельское хозяйство, обеспечивают продовольственную безопасность и поддерживают высокоразвитое внутреннее производство сельскохозяйственной продукции, несмотря на то, что на мировом рынке оно для них может быть дешевле в 2-3 раза и более.
Следовательно, продовольственная безопасность — центр аграрной политики Беларуси. При достижении ее критериев будет поддерживаться баланс потребительского рынка за счет внутреннего производства, но и сформируется достаточный экспортный потенциал. Восстановление и динамичное развитие сельского хозяйства в ближайшие годы будет способствовать увеличению валютных поступлений Беларуси от экспорта до 2,0-2,5 млрд дол. вместо 300-400 млн дол. в настоящее время.