Рубрика: Экономика АПК

Пути совершенствования экономического механизма хозяйствования в АПК в переходный период

Глобальным направлением последовательного совершенство­вания динамически развивающегося экономического механизма хозяйствования в отечественном АПК является определение ге­неральной перспективы развития социально-экономического уклада и этапов перехода к конечным его рубежам. Наряду с ис­пользованием мирового опыта необходима выработка собствен­ной национальной модели этого механизма, которая служила бы ориентиром для поэтапного перехода к ней. Очевидно, такой мо­делью может стать рыночный механизм функционирования экономически свободных частных и коллективно-долевых то­варопроизводителей на ограниченно регулируемом внутреннем и зарубежном рынках. Ориентируясь на данную модель, можно поэтапно совершенствовать ныне действующий экономический механизм хозяйствования и прежде всего — механизм транс­формации сложившихся хозяйствующих субъектов.

Главная цель такой трансформации состоит в формировании класса част­ных и индивидуально-долевых собственников на селе как под­линных хозяев на предприятиях, заинтересованных и ответствен­ных за результаты производства государственной земельной соб­ственности на индивидуальные квоты и превращение их в объек­ты частной собственности крестьян.

Назревает необходимость в дальнейшем совершенствовании рыночной среды. Государственный заказ на продажу сельско­хозяйственной продукции заготовительным и перерабатываю­щим предприятиям нуждается в дальнейшей либерализации. Его целесообразно доводить не до конкретных субъектов хозяй­ствования, а до заготовительных и перерабатывающих предприя­тий, которые затем на сугубо добровольных началах вынуждены будут заключать взаимовыгодные договоры с производителями сельскохозяйственной продукции и сырья. Последние должны располагать правом беспрепятственного отказа от заключения подобных договоров, находя для себя более выгодных покупа­телей в условиях свободной конкуренции.

В существенном совершенствовании нуждается ценовой ме­ханизм экономических взаимоотношений на рынке АПК. Пре­жде всего это достижение ценового паритета в соотношении и динамике закупочных цен на сельскохозяйственную продук­цию и оптовых — на промышленные средства производства. Всякое повышение оптовых цен должно в полной мере компен­сироваться увеличением закупочных. Что касается розничных цен на социально значимые продукты, то они могут устанавливать­ся ниже уровня закупочных, а разница — покрываться за счет средств республиканского и местных бюджетов. Для отечес­твенных товаропроизводителей целесообразно либерализовать условия внешней торговли и проникновения их на зарубежные рынки. В ближайшие годы в связи с предполагаемым создани­ем единой валюты в Беларуси и России потребуется полная унификация всех видов цен и тарифов в рамках общего рыноч­ного пространства.

Уже в настоящее время очевидной является необходимость дальнейшего совершенствования финансово-налогового и кре­дитного механизмов. Фискальную политику государственного бюджета целесообразно сочетать с функцией экономической за­щиты оборотных средств хозяйствующих субъектов от рыноч­ных потрясений и природных катаклизмов.

Взимание земельного налога с худших по качеству земель и у экономически несостоятельных предприятий вряд ли может быть оправданным. В процессе санации экономически несосто­ятельных предприятий сельского хозяйства представляется не­обходимым списание задолженности по выплатам штрафных санкций, пени и неустоек, а в последующем практически неиз­бежным окажется и списание всей просроченной задолженнос­ти предприятий по ссудам Агропромбанка, платежам по нало­гам и другим кредиторам. Необходимы более решительные меры по оздоровлению финансового состояния агропромыш­ленных предприятий.

В отношении механизма банковского кредитования ощущает­ся потребность предприятий АПК в более льготной плате за кре­диты, упрощении порядка получения ссуд, первоочередном удов­летворении платежей по оплате труда, начислении процентов за хранение денежных средств предприятий на счетах в банке, по­следовательном введении предоплаты за продукцию, реализуе­мую сельскохозяйственными предприятиями перерабатывающим и торговым предприятиям.

Механизм имущественного страхования должен обеспечи­вать предприятиям АПК возмещение убытков не только от стихийных бедствий, но и недобора доходов из-за неблагопри­ятных погодных условий. Имущественная ответственность партнеров по договорным обязательствам должна предусмат­ривать не только возмещение ущерба потерпевшей стороне, но и упущенную выгоду.

Механизм мотивации труда нуждается в совершенствова­нии путем установления жестких гарантий прожиточного ми­нимума сельским труженикам за счет бюджетных и иных до­таций на формирование соответствующих централизованных фондов. Требует возрождения механизм полного и внутрихо­зяйственного расчета на предприятиях АПК. Отрицание его приемлемости сторонниками высокоразвитого рынка наносит ощутимый вред предприятиям переходной экономики, реаль­ной практике.

Comments are closed .