Перспективы реформирования предприятий перерабатывающей промышленности Беларуси
Процесс реформирования перерабатывающих предприятий АПК осуществляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Беларуси от 28.12.1994 г. № 268 «О преобразовании перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство предприятий в открытые акционерные общества» и другими нормативными документами, которыми была узаконена модель приватизации, основанная на акционировании. Согласно данной модели, при преобразовании перерабатывающих предприятий в открытые акционерные общества 50 % стоимости имущества резервируется для массовой чековой приватизации, где субъектами выступают граждане страны. Не менее 40 % передается производителям сельхозпродукции с оплатой по номинальной стоимости (начиная с 2000 г.) на срок не более 7 лет или единовременно с момента передачи акций. Что касается оставшихся 10 %, то 5 из них могут быть выкуплены членами трудового коллектива за денежные средства со скидкой 20 %, остальные 5 — резерв собственника (Мингосимущества), который использует их для обеспечения гарантии социально незащищенных слоев населения, увеличения квоты работникам приватизируемых предприятий и приравненных к ним лицам. Таким образом, в практике задействован метод разделения собственности, а не ее приумножения.
Проведенный анализ показал недостаточную интенсивность приватизационных процессов. В отличие от Беларуси в ряде восточноевропейских стран приватизация перерабатывающих предприятий осуществлялась в течение 2-3 лет с обязательным привлечением инвестиций. Сейчас приватизированные предприятия в этих странах работают в основном эффективно.
В Беларуси приватизация имеет вялотекущий характер и отмечается нежелание коллективов предприятий акционироваться по действующей модели.
В практике приватизации задействован чисто распределительный механизм, не стимулирующий технологического и технического прогресса предприятий. Он не мотивирует увеличения вновь создаваемых стоимостей и привлечения дополнительного капитала, не способствует образованию прочной материально-технической базы сферы переработки на перспективу. В процессе такого акционирования многие предприятия деградируют и разрушаются. И основная причина этого — отрыв имущественных отношений от трудовых. Более того, имущественным отношениям отдан приоритет по сравнению с мотивацией труда. Это говорит о неудачности выбранной модели акционирования.
Не совсем правильным является и принятие единой модели для всех предприятий и отраслей. Действующие предприятия и отрасли сильно различаются по специфике, условиям труда и производства, что объективно предполагает многообразие моделей приватизации. В этой связи, не игнорируя действующую модель, следует использовать и другие варианты, позволяющие подойти к приватизации различных объектов дифференцированно, с учетом их специфики.
При реформировании перерабатывающей промышленности необходимо учитывать прежде всего особенность отдельных отраслей и специфику их предприятий, а также занимаемое положение на продовольственных рынках в пределах территории республики и соответствующих регионов. При этом механизм приватизации и выбор ее организационных форм должны базироваться на основе глубокого анализа и прогнозов экономической ситуации в регионе, так как он зависит от отраслевых, технологических, экономических и социальных особенностей производства, а также от вида перерабатываемого сырья и модификации реформирования колхозов и совхозов.
При реформировании перерабатывающих предприятий следовало бы использовать опыт ряда развитых стран, где перерабатывающие предприятия функционируют исключительно на кооперативных принципах с привлечением поставщиков сырья в форме объединений, которые в большинстве случаев выступают собственниками. АО преследует цель получения прибыли для инвесторов, повышения курса акций, акционеры практически не участвуют в производственном процессе. В кооперативном же формировании каждый член АО несет ответственность по своим обязательствам за конечные результаты деятельности. В этом — главное преимущество кооперативных формирований.
В мире используются различные модели, методы и механизмы приватизации, способные дать максимальный эффект в конкретных условиях. Среди наиболее встречающихся, зарекомендовавших себя на практике, можно привести следующие:
- публичная продажа акций
- частная продажа акций
- продажа имущества или его частей инвесторам
- разделение предприятия или его сегментация
- привлечение частных инвестиций
- выкуп предприятия его работниками
- аренда предприятия или менеджерский контракт
Некоторые из этих форм весьма актуальны для практики Беларуси.
Изучение моделей и вариантов реформирования предприятий перерабатывающей промышленности позволило выделить три основные их группы, в зависимости от превалирования вида собственности, поскольку в нынешней ситуации вопрос о собственнике имеет первостепенное значение.
- Первая группа — собственником приватизируемого предприятия становится трудовой коллектив (полностью владеет контрольным пакетом акций). Преимущество такого варианта заключается в том, что коллектив имеет возможность достаточно оперативно учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка в своей хозяйственной деятельности, к тому же владение акциями является мощным стимулом для реструктуризации и повышения производительности труда. Причем таким предприятиям приходится находить и надежных поставщиков сырья, и выгодные каналы сбыта готовой продукции. Примером подобного варианта является ОАО «Беллакт», где вся собственность принадлежит коллективу, в пищевой промышленности — ОАО «Коммунарка», ОАО «Спартак».
- Вторая группа — преобразование перерабатывающих предприятий в кооперативные, собственность которых в преобладающем размере или в целом станет принадлежать сельскохозяйственным предприятиям — поставщикам сырья. Преимущества данного варианта в том, что кооперативные перерабатывающие предприятия будут иметь единого собственника (в лице сельскохозяйственных предприятий), который будет стремиться к максимальной загрузке производственных мощностей, наращивать объемы производства сырья, что немаловажно (на большинстве предприятий загрузка составляет 30-40 % , а на некоторых из них — 15-20 %). К тому же в определенной мере восстанавливается «экономическая справедливость», поскольку производители сырья, являясь собственником перерабатывающего предприятия, получают всю величину прибыли от реализации готовой продукции.
- Третья группа — образование в процессе реформирования кооперативных и интеграционных формирований, объединяющих сельскохозяйственных производителей и перерабатывающие предприятия в технологическом процессе от производства сырья до выпуска готовых продовольственных товаров на взаимовыгодной основе.
Несомненным тормозом процесса приватизации является неразвитость в республике рынка ценных бумаг. Данный рынок подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке ценных бумаг осуществляются образование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение (т.е. продажа первым владельцам), на вторичном — обращение ценных бумаг.
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг выполняют различные функции. Функция первичного рынка состоит в том, чтобы дать возможность предприятиям аккумулировать необходимые для осуществления инвестиций денежные средства путем выпуска ценных бумаг; вторичного — чтобы обеспечить ликвидность выпускаемых ценных бумаг, т.е. возможность продажи их вкладчиками в случае необходимости.
Создание акционерных обществ по своей сути предполагает реализацию акций на фондовом рынке с целью привлечения инвестиций на развитие производства. Как уже отмечалось выше, действующая модель приватизации не совсем соответствует данному принципу, что в существенной степени и не позволило получить ожидаемый эффект от реформирования перерабатывающих предприятий. Вместе с тем наличие реально действующего фондового рынка в республике дало бы возможность акционированным предприятиям осуществлять дальнейшие этапы реформирования и привлечения инвестиций, а подлежащим приватизации — выбрать наиболее приемлемый вариант своего реформирования с учетом действующего законодательства.
Неразвитость фондового рынка в Республике Беларусь и практически полное отсутствие рынка акций приватизированных предприятий в определенной степени дискредитировали идею разгосударствления и приватизации предприятий через акционирование. Низкая ликвидность акций из-за практически отсутствия вторичного рынка ценных бумаг и высокие темпы инфляции приводят к тому, что потенциальные инвесторы (особенно население) не заинтересованы в покупке акций приватизированных перерабатывающих предприятий, что затрудняет осуществление вторичной эмиссии акций этих предприятий с целью максимального привлечения инвестиций.
Создание эффективно функционирующего рынка ценных бумаг позволило бы усовершенствовать ныне действующую модель приватизации как не обеспечивающую привлечение инвестиций. Кроме того, акции приватизированных предприятий будут концентрироваться в руках лиц и организаций, наиболее заинтересованных в развитии данного предприятия или отрасли в целом.
Таким образом, развитие рынка ценных бумаг, активно проводимая государством политика реформирования перерабатывающих предприятий будут стимулировать образование новых форм хозяйствования на основе различных вариантов, не регламентированных вышестоящими органами, а выбранных самими предприятиями исходя из условий, возможностей, экономической целесообразности и эффективности.