Рубрика: Экономика АПК

Перспективы реформирования предприятий перерабатывающей промышленности

Процесс реформирования перерабатывающих предприятий АПК осуществляется в соответствии с Постановлением Кабине­та Министров Беларуси от 28.12.1994 г. № 268 «О преобразова­нии перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство предприятий в открытые акционерные общества» и другими нормативными документа­ми, которыми была узаконена модель приватизации, основан­ная на акционировании. Согласно данной модели, при преобра­зовании перерабатывающих предприятий в открытые акцио­нерные общества 50 % стоимости имущества резервируется для массовой чековой приватизации, где субъектами выступа­ют граждане страны. Не менее 40 % передается производите­лям сельхозпродукции с оплатой по номинальной стоимости (начиная с 2000 г.) на срок не более 7 лет или единовременно с момента передачи акций. Что касается оставшихся 10 %, то 5 из них могут быть выкуплены членами трудового коллектива за денежные средства со скидкой 20 %, остальные 5 — резерв собственника (Мингосимущества), который использует их для обеспечения гарантии социально незащищенных слоев населе­ния, увеличения квоты работникам приватизируемых пред­приятий и приравненных к ним лицам. Таким образом, в прак­тике задействован метод разделения собственности, а не ее приумножения.

Проведенный анализ показал недостаточную интенсивность приватизационных процессов. В отличие от Беларуси в ряде восточноевропейских стран приватизация перерабатывающих предприятий осуществлялась в течение 2-3 лет с обязательным привлечением инвестиций. Сейчас приватизированные пред­приятия в этих странах работают в основном эффективно.

В Беларуси приватизация имеет вялотекущий характер и отмечается нежелание коллективов предприятий акциониро­ваться по действующей модели.

В практике приватизации задействован чисто распредели­тельный механизм, не стимулирующий технологического и технического прогресса предприятий. Он не мотивирует уве­личения вновь создаваемых стоимостей и привлечения допол­нительного капитала, не способствует образованию прочной материально-технической базы сферы переработки на пер­спективу. В процессе такого акционирования многие предпри­ятия деградируют и разрушаются. И основная причина это­го — отрыв имущественных отношений от трудовых. Более того, имущественным отношениям отдан приоритет по сравне­нию с мотивацией труда. Это говорит о неудачности выбран­ной модели акционирования.

Не совсем правильным является и принятие единой модели для всех предприятий и отраслей. Действующие предприятия и отрасли сильно различаются по специфике, условиям труда и производства, что объективно предполагает многообразие моде­лей приватизации. В этой связи, не игнорируя действующую модель, следует использовать и другие варианты, позволяющие подойти к приватизации различных объектов дифференциро­ванно, с учетом их специфики.

При реформировании перерабатывающей промышленности необходимо учитывать прежде всего особенность отдельных от­раслей и специфику их предприятий, а также занимаемое поло­жение на продовольственных рынках в пределах территории республики и соответствующих регионов. При этом механизм приватизации и выбор ее организационных форм должны бази­роваться на основе глубокого анализа и прогнозов экономичес­кой ситуации в регионе, так как он зависит от отраслевых, тех­нологических, экономических и социальных особенностей про­изводства, а также от вида перерабатываемого сырья и модифи­кации реформирования колхозов и совхозов.

При реформировании перерабатывающих предприятий сле­довало бы использовать опыт ряда развитых стран, где перера­батывающие предприятия функционируют исключительно на кооперативных принципах с привлечением поставщиков сырья в форме объединений, которые в большинстве случаев выступа­ют собственниками. АО преследует цель получения прибыли для инвесторов, повышения курса акций, акционеры практи­чески не участвуют в производственном процессе. В коопера­тивном же формировании каждый член АО несет ответствен­ность по своим обязательствам за конечные результаты дея­тельности. В этом — главное преимущество кооперативных формирований.

В мире используются различные модели, методы и механиз­мы приватизации, способные дать максимальный эффект в конкретных условиях. Среди наиболее встречающихся, зареко­мендовавших себя на практике, можно привести следующие:

  • публичная продажа акций
  • частная продажа акций
  • продажа имущества или его частей инвесторам
  • разделение предприятия или его сегментация
  • привлечение частных инвестиций
  • выкуп предприятия его работниками
  • аренда предприятия или менед­жерский контракт

Некоторые из этих форм весьма актуальны для практики Беларуси.

Изучение моделей и вариантов реформирования предприя­тий перерабатывающей промышленности позволило выделить три основные их группы, в зависимости от превалирования ви­да собственности, поскольку в нынешней ситуации вопрос о собственнике имеет первостепенное значение.

  • Первая группа — собственником приватизируемого пред­приятия становится трудовой коллектив (полностью владеет контрольным пакетом акций). Преимущество такого варианта заключается в том, что коллектив имеет возможность достаточно оперативно учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка в своей хозяйственной деятельности, к тому же владение акциями яв­ляется мощным стимулом для реструктуризации и повышения производительности труда. Причем таким предприятиям при­ходится находить и надежных поставщиков сырья, и выгодные каналы сбыта готовой продукции. Примером подобного вариан­та является ОАО «Беллакт», где вся собственность принадле­жит коллективу, в пищевой промышленности — ОАО «Комму­нарка», ОАО «Спартак».
  • Вторая группа — преобразование перерабатывающих пред­приятий в кооперативные, собственность которых в преобладаю­щем размере или в целом станет принадлежать сельскохозяй­ственным предприятиям — поставщикам сырья. Преимущества данного варианта в том, что кооперативные перерабатывающие предприятия будут иметь единого собственника (в лице сель­скохозяйственных предприятий), который будет стремиться к максимальной загрузке производственных мощностей, нара­щивать объемы производства сырья, что немаловажно (на боль­шинстве предприятий загрузка составляет 30-40 % , а на неко­торых из них — 15-20 %). К тому же в определенной мере восстанавливается «экономическая справедливость», посколь­ку производители сырья, являясь собственником перерабаты­вающего предприятия, получают всю величину прибыли от ре­ализации готовой продукции.
  • Третья группа — образование в процессе реформирования кооперативных и интеграционных формирований, объединяю­щих сельскохозяйственных производителей и перерабатываю­щие предприятия в технологическом процессе от производства сырья до выпуска готовых продовольственных товаров на взаи­мовыгодной основе.

Несомненным тормозом процесса приватизации является не­развитость в республике рынка ценных бумаг. Данный рынок подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рын­ке ценных бумаг осуществляются образование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение (т.е. продажа первым владельцам), на вторичном — обращение ценных бумаг.

Первичный и вторичный рынки ценных бумаг выполняют различные функции. Функция первичного рынка состоит в том, чтобы дать возможность предприятиям аккумулировать необходимые для осуществления инвестиций денежные сред­ства путем выпуска ценных бумаг; вторичного — чтобы обеспе­чить ликвидность выпускаемых ценных бумаг, т.е. возмож­ность продажи их вкладчиками в случае необходимости.

Создание акционерных обществ по своей сути предполагает реализацию акций на фондовом рынке с целью привлечения ин­вестиций на развитие производства. Как уже отмечалось выше, действующая модель приватизации не совсем соответствует дан­ному принципу, что в существенной степени и не позволило по­лучить ожидаемый эффект от реформирования перерабатываю­щих предприятий. Вместе с тем наличие реально действующего фондового рынка в республике дало бы возможность акциониро­ванным предприятиям осуществлять дальнейшие этапы рефор­мирования и привлечения инвестиций, а подлежащим привати­зации — выбрать наиболее приемлемый вариант своего рефор­мирования с учетом действующего законодательства.

Неразвитость фондового рынка в Республике Беларусь и прак­тически полное отсутствие рынка акций приватизированных предприятий в определенной степени дискредитировали идею разгосударствления и приватизации предприятий через акциони­рование. Низкая ликвидность акций из-за практически отсут­ствия вторичного рынка ценных бумаг и высокие темпы инфля­ции приводят к тому, что потенциальные инвесторы (особенно население) не заинтересованы в покупке акций приватизирован­ных перерабатывающих предприятий, что затрудняет осущест­вление вторичной эмиссии акций этих предприятий с целью максимального привлечения инвестиций.

Создание эффективно функционирующего рынка ценных бумаг позволило бы усовершенствовать ныне действующую мо­дель приватизации как не обеспечивающую привлечение ин­вестиций. Кроме того, акции приватизированных предприятий будут концентрироваться в руках лиц и организаций, наиболее заинтересованных в развитии данного предприятия или отрас­ли в целом.

Таким образом, развитие рынка ценных бумаг, активно про­водимая государством политика реформирования перерабаты­вающих предприятий будут стимулировать образование новых форм хозяйствования на основе различных вариантов, не регла­ментированных вышестоящими органами, а выбранных сами­ми предприятиями исходя из условий, возможностей, экономи­ческой целесообразности и эффективности.

Comments are closed .