Рубрика: Экономика АПК

Особенности формирования рынка сахара

Одной из отличительных особенностей рынка сахара рес­публики является то, что для производства данного продукта используется как собственное сырье (сахарная свекла), так и покупное (сахар-сырец). Кроме того, недостающее количество продукции импортируется.

Существенной особенностью рынка сахара является высо­кий уровень товарности сырья, что обусловлено использовани­ем его преимущественно в производстве. Основными поставщи­ками фабричной сахарной свеклы являются СПК и госхозы, в то время как фермерские и ЛПХ выращивают ее преимущественно на корм скоту.

Основными факторами, определяющими ситуацию на рын­ке сахара, являются:

  • производство сахара из собственного сырья
  • объемы закупок сахара-сырца и продажи изготовлен­ного из него продукта на внутреннем и внешнем рынках
  • про­изводство заменителей сахара
  • меры государственного регули­рования
  • экспортно-импортная политика государства
  • уровень цен на этот продукт па внутреннем рынке
  • уровень цен на миро­вом рынке
  • ограниченность платежеспособного спроса
  • неста­бильность курса белорусского рубля
  • и др.

Процесс перехода от административно-командной экономи­ки к рыночной предполагает изменение роли государства. Оно должно стать посредником, регулирующим рынок. Даже в ус­ловиях развитого рынка существуют объективные причины го­сударственного вмешательства в сельское хозяйство, что связа­но в первую очередь с ответственностью государства за продо­вольственное обеспечение населения.

Рынок сахара (как и любой другой продовольственный ры­нок) эффективно функционирует лишь тогда, когда экономи­ческие интересы сельскохозяйственных, агросервисных, пере­рабатывающих и торгующих структур совпадают. Несмотря на то, что каждый из партнеров стремится достичь максимальных конечных результатов при минимальных затратах, именно на договорной основе достигается сбалансированность спроса и предложения на рынке сахара.

В республике на душу населения потребляется 34 кг сахара в год, что сравнимо с соответствующими показателями в стра­нах Запада. По данным Минсельхозпрода республики, соотно­шение основных каналов потребления этого продукта следую­щее:

  • 69 % — розничная продажа и прочие потребители
  • 31 % — промышленное потребление (в том числе кондитерские изделия и хлебопечение, безалкогольные напитки, молочные продукты, консервирование и др.)

Основная часть произведенного сахара поступает в розничную сеть в нерасфасованном виде (упакован­ный в мешки по 50 кг). Кроме того, имеются небольшие мощ­ности по расфасовке сахара в полиэтиленовые пакеты по 1 кг и по 10 кг на Слуцком СРК.

Таким образом, рынок сахара в республике находится на стадии формирования и имеет следующие отличи тельные чер­ты по сравнению с развитыми рынками стран Запада:

  • из-за не­достаточного потребления фруктов, мяса, рыбы и других цен­ных пищевых продуктов сахар наряду с картофелем и живот­ным маслом традиционно является основным источником ка­лорий в рационе питания населения
  • отсутствует индустрия сахарозаменителей, прежде всего — высокофруктозиых кукуруз­ных сиропов и низкокалорийных подсластителей
  • на низком уровне находится потребление меда — ценного подслащиваю­щего природного продукта
  • наблюдается высокий уровень пот­ребления сахара домашними хозяйствами

Указанные выше тенденции влияют на направления функционирования и разви­тия свеклосахарного подкомплекса республики.

Comments are closed .