Рубрика: Экономика АПК

Обязательное страхование как основной инструмент поддержки сельскохозяйственных производителей Республики Беларусь

В Республике Беларусь с 1 января 2008 г. было введено обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы. Еще в конце прошлого года была разработана вся необходимая для этого нормативная база, изготовлены уведомления потенциальным страхователям с кратким описанием условий страхования, проведены встречи с руководителями сельскохозяйственных организаций. В соответствии с законодательством 95% страхового взноса будут уплачиваться за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, остальные 5% за счет страхователя. Сама по себе система аграрного страхования должна быть построена на заинтересованности и, соответственно, взаимодействии трех основных участников – сельскохозяйственных производителей, страховых компаний и правительства.

Сельскохозяйственные производители заинтересованы в том, чтобы получить страховую защиту по минимальной стоимости. Страховые компании хотят вести страховые операции с достаточной степенью рентабельности, и при этом испытывают определенную нехватку необходимой информации и методологических разработок для работы с аграрным сектором. А правительство, со своей стороны, преследует государственный интерес, желает создать условия для стабильной работы национального аграрного сектора, то есть защитить производителя, но потратить на это как можно меньше государственных средств. Вот в такой ситуации и возникает потребность в государственной поддержке — ведь именно поддержка страхования, в противовес прямым выплатам пострадавшим сельхозпроизводителям из бюджета, позволяет более рационально использовать бюджетные средства, то есть достичь большего эффекта при меньших затратах. С другой стороны, государственная поддержка страхования направлена на преодоление тех естественных ограничений, которые мешают развиваться аграрному страхованию в чисто рыночных условиях – высокой убыточности, сложности тарификации и т.п. Следовательно, господдержка позволяет достичь удешевления страхования для сельскохозяйственных производителей через механизм субсидирования страховой премии, а также включает государственные службы в работу по предоставлению информационной и методологической помощи страховым компаниям. Взаимодействие государства, страховщиков и страхователей базируется на соблюдении ими трех важных принципов:

  • прозрачность информации, то есть активный обмен достоверной информацией между учреждениями и организациями, представляющими разные заинтересованные стороны
  • стабильность существования одних и тех же учреждений (Закон «О страховании сельскохозяйственных рисков» в Испании был принят в 1978 году, и с того времени изменения в него не вносились)
  • дух сотрудничества между участниками рынка аграрного страхования

В настоящее время в данной сфере в России предполагается покрывать за счет бюджета лишь 50% страхового взноса. Если говорить о нашей стране, то наряду с обязательным страхованием нельзя забывать и об альтернативных решениях в управлении рисками сельскохозяйственных производителей. Это требует как совершенствование законодательства, так и развитие других сфер экономики, например, фондового рынка. В любом случае, роль страхования заключается в стабилизации доходов. А обязательное страхование как нельзя лучше учитывает интересы сельскохозяйственных производителей.

Автор: О.С. Печеренко

Comments are closed .