Рубрика: Экономика АПК

Формирование рынка зерна

В рыночных условиях возникает качественно новый тип от­ношений и формирования экономических связей между произ­водителями и потребителями. В основе этих отношений нахо­дится взаимный интерес, с одной стороны, способствующий наращиванию объемов производства, с другой — побуждаю­щий рационально использовать продукцию. В таких условиях формируются в основном все рынки продуктов, в том числе и зерновой.

Под рынком зерна следует понимать
такой тип функциониро­вания зернового хозяйства, который помимо чисто обменных операций включает в себя все товарно-денежные отношения. Посредством их регулируются производство, сбыт и потребление зерна, формируются связи между субъектами зернового рынка.

Наиболее характерными признаками развитого рынка, как об этом свидетельствует мировой опыт, являются: удовлетво­ренный спрос, организационное объединение производителей, посредников и поставщиков, активизация спроса потребите­лей, гибкость системы отношений в цепочке «производство — потребление», сочетание невмешательства государства в хозяй­ственную деятельность субъектов рынка с его регулированием на региональном и национальном уровнях.

Специфика формирующегося отечественного зернового рын­ка определяется особенностями природных и экономических условий, преобладанием преимущественно крупного землеполь­зования, производством основной части зерна в многоотрасле­вых хозяйствах с развитым животноводством. Поэтому почти половина урожая зерновых культур (за вычетом семян ) не во­влекается в сферу товарного обращения, а используется на корм скоту. Кроме того, в сельхозкооперативах и госхозах часть зерна продается работникам или выдается в качестве оп­латы труда. В результате значительная часть валового сбора минует рыночные каналы сбыта.

В настоящее время государственные закупки остаются ос­новным каналом реализации зерна — более 60 %. Расширение каналов сбыта зерна и продуктов его переработки является важнейшим условием формирования рыночных отношений.

Заготовки, первичную обработку, создание товарных пар­тий зерна, переработку его в муку, крупу, комбикорм осуществ­ляют хлебоприемные пункты (элеваторы) и зерноперерабатывающие предприятия.

Хлебоприемные пункты принимают зерно от СПК, госхозов, других сельскохозяйственных предприятий, очищают его до нужных кондиций и направляют в переработку на муку, крупу и другие продукты. Особенностью хлебоприемных предприя­тий и элеваторов как канала реализации является наличие соб­ственной лабораторно-технической базы сбыта зерна. Предпри­ятия системы хлебопродуктов располагают основной частью имеющихся в стране емкостей для хранения зерна и оборудова­ния для его послеуборочной доработки.

Главная задача системы заготовок зерновых культур состо­ит в том, чтобы довести их до потребителя с максимальным со­хранением количества и качества.

Comments are closed .