Рубрика: Экономика АПК

Формирование мировых цен на сельскохозяйственную продукцию

Развитие мирохозяйственных связей привело к формированию мирового продовольственного рынка, т.е. рынка, на котором осуществляется купля-продажа продовольственных товаров между странами мира по мировым ценам.

Мировые цены на сельскохозяйственную продукцию формируются на биржах на основе издержек в лучших условиях производства (природно-климатических, технологических, политических, к таким условиям относят также государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, систему поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, стимулирование экспорта, развитие сельской инфраструктуры и т.д.)

Факторы, определяющие мировые цены на сельскохозяйственные товары:

  1. погодные и климатические условия, определяющие урожайность и предложение продукции на рынке. Колебание этих факторов может послужить причиной дестабилизации рынка. Как неблагоприятные погодные условия, так и хороший урожай определяют объем производства, а следовательно, предложение и цену продуктов. По показателям процента влажности, температуре во время роста, срокам наступления заморозков и морозов, условий произрастания определенных культур в различных регионах мира можно прогнозировать изменение предложения продукции, а соответственно и цен на мировом рынке. Ухудшение погодных условий в зимний период, метели и снегопады могут перекрыть дороги и затруднить доставку продукции на рынок, что отразится на уровне цен;
  2. стихийные бедствия (наводнения, засухи, заморозки, заболевания скота). Например, в 1994,1998,1999 гг. наблюдались пики роста цен на кофе по причине заморозков в середине года и засухи в районах произрастания кофе в Бразилии. В засушливые периоды скотоводы стремятся сократить поголовье скота из-за высоких расходов на фураж, что приводит к образованию избытка мяса и установлению низких цен в течение краткосрочного периода;
  3. состояние запасов сельскохозяйственной продукции в мире. Объем зерновых, злаковых, масличных культур и других сырьевых товаров (кроме мяса и некоторых других), остающихся после окончания сезона продажи, влияет на стабильность или неустойчивость цен в ближайшем или отдаленном периоде. Большие запасы потенциально увеличивают будущее предложение, соответствуют относительно низким ценам. Меньшие запасы указывают на ограниченность предложения и могут вызывать повышение цен;
  4. сезонность производства, влияющая на цены наличного рынка. Сбор урожая, например, обусловливает понижение цен в конце текущего и начале будущего года. Вместе с тем новые технологии в производстве и хранении продукции нивелируют влияние этого фактора. Так, широкое использование теплиц для выращивания овощей позволяет осуществлять поставку продукции круглый год;
  5. взаимозаменяемость и взаимосвязь сельскохозяйственных товаров Конкуренция с другими товарами в этом секторе мирового хозяйства дает возможность заменять один вид ресурсов другим. Например, если цена зерновой сои возрастает, скотоводы могут заменить ее мукой из семян хлопка в качестве добавки в фураж или использовать растительные масла (кокосовое или пальмовое) вместо соевого масла. Уменьшение цен на зерно влияет на снижение себестоимости и цен на корма, ведет к удешевлению продуктов животноводства и птицеводства;
  6. торговая политика в области сельскохозяйственной продукции в различных странах и группировках стран. Практически все государства мира в большей или меньшей степени регулируют этот сектор экономики, что прямо и косвенно отражается на ценах. Различные формы регулирования отдельных рынков сельскохозяйственных товаров используются и на наднациональном уровне. Существуют также международные соглашения, например, по кофе, какао, каучуку, в которых оговаривается регулирование рынка с целью снижения или повышения цен;
  7. изменение уровня жизни в разных странах. Согласно закону Энгеля, по мере развития страны доля продуктов питания в структуре потребления населения снижается. Чем больше средств у потребителей, тем меньше они тратят на продукты питания.
  8. Другими факторами, которые могут оказать влияние на спрос и предложение и цены как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах могут быть мировая конъюнктура и конкуренция, новые технологии в сельскохозяйственном производстве, курсы различных валют, процентные ставки, размер транспортных расходов и др.

Особенности формирования цен в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией

Торговля сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке ведется по различным каналам:

  • по разовым сделкам
  • бартерным контрактам (когда, например, южноамериканские страны обменивают сельскохозяйственную продукцию на нефть из стран ОПЕК)
  • специальным соглашениям (поставки по кредиту)
  • биржевой торговле
  • аукционной торговле

Значительное распространение в современной организованной мировой торговле сырьевыми товарами получили биржевые сделки. На крупнейших биржах сельскохозяйственной продукции в Чикаго, Нью-Йорке, Канзас-Сити, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Лондоне, Амстердаме, Париже и других определяются мировые цены свободных рынков на различные виды продукции. Биржи работают как с физическим товаром, так и с фьючерсными контрактами.

В условиях стандартизации биржевого товара цены определяются первоначально на базисные сорта продукции как своеобразной точки отсчета при переходе к ценам на продукцию других сортов. За базисный сорт принимается наиболее распространенный вид продукции на конкретном биржевом рын-ке. Другие сорта продукции ранжируются с помощью коэффициентов по степени получаемого в результате их потребления полезного эффекта. Цена базисного сорта продукции и коэффициенты к ней используются для определения цен других сортов.

На аукционах определяются цены на чай (Индия, Кения, Великобритания), шерсть (Австралия, Новая Зеландия), цветы (Голландия). Ежедневно устанавливаются цены на овощи и фрукты в странах Бенилюкс, где около ста лет существует система аукционной торговли.

На различных рынках сельскохозяйственной продукции используются специфические общепризнанные системы доплат к ценам и скидок с них с учетом качества реализуемых товаров. Например, в международной торговле кожевенным сырьем цены изменяются в зависимости от региона его происхождения, толщины, сортности, цвета и некоторых других качественных показателей кожи.

Нередко для определения цен на сельскохозяйственное сырье различной степени переработки используются формулы, позволяющие их вывести исходя из цены готового продукта. Цены мировых сырьевых рынков дифференцируются также с учетом содержания в продукции полезных компонентов.

Влияние торговой политики на цены на сельскохозяйственную продукцию в разных странах

Существенное воздействие на цены на сельскохозяйственную продукцию оказывает торговая политика разных стран, что приводит к противоречиям как на национальных, так и на международном рынках. О степени такого воздействия свидетельствуют значения так называемых номинальных коэффициентов защиты (НКЗ):

НКЗ = Рв I Рвн,
где Рв — цена, которую получает производитель за свой товар внутри страны; Рвн — цена на внешнем рынке.

Если НКЗ больше единицы, это значит, что ценовая политика правительства защищает национальных производителей определенных товаров. Например, НКЗ по рису для Японии, равный 2,03, свидетельствует о том, что внутренняя цена в стране превышает мировую в 2,03 раза, поскольку японское правительство оказывает мощную поддержку своим фермерам, используя различные барьеры во внешней торговле.

НКЗ меньше единицы говорит о том, что цены для национальных производителей ниже, чем на мировом рынке. Так, при НКЗ по хлопку, равному 0,5, египетские фермеры в условиях проводимой их государством торговой политики получают вдвое меньшую цену, чем на мировом рынке.

Общая тенденция, отражающая характер государственного влияния на внешнеторговую политику, состоит в том, что чем выше уровень экономического развития страны, тем больше протекционистских мер применяется для защиты собственных производителей сельскохозяйственной продукции, тем соответственно выше значение НКЗ. Развивающиеся страны проводят преимущественно политику сдерживания внешней торговли, облагая своих производителей налогами. Наиболее развитые страны, напротив, предоставляют им значительные субсидии, используют разнообразные формы поддержки цен на внутренних рынках.

Государственное вмешательство в сферу свободной торговли сельскохозяйственными товарами создает ряд дополнительных проблем, требующих своего решения. В их число входят:

  • перераспределение доходов в отдельных государствах или группировках стран между фермерами и несельскохозяйственным населением в пользу фермеров. Однако достигнуть коренных изменений в аграрной политике очень сложно, поскольку в развитых странах аграрные лобби обладают огромной властью;
  • наличие запасов нереализованной продукции, хранящейся в государственных резервах.  Их приходится продавать на внешнем рынке по более низким ценам. Например, США, Канада — крупнейшие экспортеры зерна, выбрасывая его излишки на мировой рынок, неизбежно способствуют снижению мировых цен. Страны-импортеры ОПЕК, Западной Африки, Восточной Азии, СНГ выигрывают в результате закупок зерна по низким ценам, получая своего рода скрытые субсидии за счет налогоплательщиков государств-экспортеров;
  • появление так называемых товаров-перевертышей, которые из-за введения значительных льгот и субсидий национальным производителям в развитых странах превращаются из импортируемых в экспортируемые. Например, для государств ЕС такими перевертышами стали пшеница, когда ее значительный импорт в начале 70-х годов сменился на массированный экспорт, масло и другие молочные продукты;
  • перераспределение доходов между государствами в группировках стран.

Comments are closed .