Рубрика: Экономика АПК

Экономика промышленных предприятий по переработке плодов и ягод

Переработкой плодово-ягодной продукции в республике в настоящее время занимаются в общей сложности 57 консервных и 35 винных заводов, относящихся к системе Минсельхозпрода, и 21 плодоконсервное предприятие, находящееся в ведении Бел-коопсоюза. Ежегодная потребность в плодово-ягодном сырье со­ставляет в объеме 215-220 тыс. т. Однако сырьевых ресурсов за­готавливается меньше нужного количества, что постоянно приво­дит к потенциальному недоиспользованию мощностей на 50-60 % (в зависимости от годового наличия заготовленных плодов и ягод). Потребность в необходимом количестве сырья можно восполнить за счет любительских и потребительских садов республики, что обеспечит ускоренное развитие промышленной переработки фруктов и прежде всего — в местах их производства, позволит расширить масштабы выпуска и ассортимент консерви­рованной плодово-ягодной продукции.

Основную часть (75-80 %) произведенной в перспективе продукции предполагается потреблять в свежем виде. На пере­работку будет использована в основном некондиционная часть продукции и частично — избыток товарного сбора.

В целях наиболее полного обеспечения населения и перераба­тывающей промышленности плодово-ягодной продукцией необ­ходимо идти по пути свободной заготовки по договорным ценам излишков фруктов и ягод у населения глубинных районов рес­публики. Это явится одним из резервов создания дополнительных объемов пищевых и сырьевых ресурсов. Для рационального ис­пользования плодово-ягодной продукции, предотвращения по­терь и более равномерной занятости рабочей силы в садоводчес­ких хозяйствах промышленного типа необходимо организовать перерабатывающие структуры (заводы, цеха) с привлечением за­рубежных инвестиций и созданием совместных предприятий. Мощность перерабатывающего комплекса должна быть в размере 1,8-3,8 тыс. туб в год для переработки 40 % валового сбора пло­дов летних сортов, 30 % — осенних, 25 — зимних, 40-45 % — плодов косточковых и 30-35 % — ягод.

С учетом наличия теплоресурсов для роста плодовых куль­тур, а также выпадения годовых осадков Беларусь условно под­разделяется на три основные садовые зоны: Южную, Централь­ную и Северную, каждая из которых имеет свои особенности, специализацию. Деление на три зоны основано главным обра­зом на климатических показателях.

Южная зона охватывает почти полностью Гомельскую, Брест­скую области и южные районы Гродненской. Тепла на террито­рии данной зоны больше, чем в остальных районах республики. Поэтому Южная зона является наиболее благоприятной для раз­вития товарного плодоводства в более крупных размерах.

Центральная зона
подразделяется на западную и восточ­ную части. Западная включает значительную часть районов (в основном Минской и Гродненской областей), восточная — рай­оны Могилевской и несколько районов Минской и Гомельской областей. Природные условия восточной и западной частей этой зоны благоприятны для развития товарного производства осенне-зимних, зимних сортов яблок и груш.

Северная зона включает полностью Витебскую область, се­верную часть Минской и несколько районов Могилевской об­ласти. По природно-климатическим условиям северная зона благоприятна для развития яблони, особенно осенне-зимних и южных сортов в северо-восточной части зоны, а также груши и сливы, но несколько в ограниченном ассортименте в северо-за­падной части зоны.

Наилучшим образом по площади садов обеспечены мощности перерабатывающих заводов Могилевщины. Из расчета на 1 т сырья здесь приходится 0,86 га плодоносящего сада; соответ­ственно Гродненской области — 0,85 и Гомельской — 0,66 га на 1 т перерабатывающей продукции. В этих регионах имеется воз­можность расширения сырьевой базы, строительства новых объектов или реконструкции существующих организаций. В Брестской и Витебской областях расширению мощностей долж­на предшествовать закладка новых садов и ягодников, так как в данных регионах на 1 т технического сырья приходится только по 0,29 и 0,47 га сада в плодоносящем возрасте, что почти в 2 ра­за меньше, чем в других областях. Следует отметить, что в названных регионах зоны заготовок сырья — наименьшие и ра­диус перевозки равен 11 и 19 км. Это указывает на высокую кон­центрацию садов вокруг перерабатывающих заводов и является положительным фактором рыночной экономики.

В республике средний радиус транспортировки плодово-ягодного сырья сложился на уровне 27 км, но в целом он не дол­жен превышать 35 км. Это является одним из факторов сниже­ния транспортных расходов и удешевления стоимости конечно­го продукта, так как сырьевые зоны должны формироваться вокруг перерабатывающих заводов на коммерческой основе, в первую очередь — в местах расположения таких крупных заво­дов в Брестской области, как Пинский, Барановичский; в Мин­ской — Борисовский, Клецкий, Слуцкий; в Могилевской — Быховский и Бобруйский.

Перерабатывающая промышленность плодоводческой от­расли в перспективе будет представлена крупными и средними организациями. Малые предприятия (мини-заводы и цехи), несмотря на многие проблемы с их созданием и функциониро­ванием, станут перерабатывать заметную часть плодового сы­рья. Причем наибольший эффект будет обеспечиваться при ор­ганизации работы малой переработки на основе кооперации с крупными предприятиями. Тем самым будет достигнута более углубленная переработка сырья, уменьшены отходы и в про­мышленную переработку вовлечены дополнительные сырьевые ресурсы. Средства перерабатывающих организаций от отходов следует в преобладающем объеме направлять на модернизацию их оборудования и технологий, отвечающих лучшим мировым аналогам, что будет способствовать налаживанию долгосроч­ных связей между поставщиками сырья и переработчиками. Разрешение этих проблем требует задействования экономиче­ских рычагов: дифференцированное ценообразование в зависи­мости от сроков и качества поставляемой продукции, уменьше­ние процентных ставок за кредиты, выделение целевого финан­сирования для строительства хранилищ, закладки садов и ягодников, закупки технологического оборудования по дора­ботке и переработке сырья.

Стабилизация положения в отрасли не может быть достиг­нута только усилиями предприятий, а зависит в основном от ре­шения ряда вопросов на федеральном и региональном уровнях.

Comments are closed .