Рубрика: Экономика АПК

Экономическая эффективность и пути повышения устойчивости агропромышленного производства

Экономическая эффективность повышения устойчивости агропромышленного производства (Эу) определяется по формуле:

Эу = Ц*d*(Зхр + Пхп/100)

где Ц — цена единицы продукции, p.
d — доля необходимых страхо­вых запасов по отношению к среднему урожаю
Зхр — приведенные за­пасы на хранение продукции в течение года, % к цене
Пхп — потери при хранении продукции в течение года, % к первоначальному коли­честву

Основными путями повышения устойчивости агропромыш­ленного производства являются:

  • дальнейшая интенсификация производства
  • внедрение научно-технических достижений
  • применение прогрессивных технологий, научно обоснован­ных систем земледелия и животноводства
  • создание новых сортов растений, устойчивых к погодным колебаниям, пород животных с более высокой отдачей от кор­мов
  • развитие промышленного кормопроизводства, позволяю­щего уменьшить зависимость животноводства от урожая кор­мовых культур
  • создание оптимальных резервов сельхозпродукции, запа­саемой в благоприятные годы
  • выравнивание результатов финансовой деятельности хо­зяйств за счет погодной дифференциации налоговых ставок и льготных кредитов, гибкой политики государства

Основные особенности управления предприятием, работаю­щим в условиях риска, определяются спецификой внешней и внутренней среды. Важнейшими характеристиками внешней среды предприятия в переходной экономике, обусловленными рядом особенностей макро-, микроэкономического, отраслевого и социального порядка, являются:

  • нарушение снабженческо-сбытовых связей между пред­приятиями-производителями (принимает в переходной эконо­мике тотальный характер и выражается перебоями в поставках материалов, сырья, оборудования, необходимых для нормаль­ной работы предприятия, платежным дефицитом, падением спроса на продукцию и приводит в конечном счете к спаду про­изводства)
  • платежный дефицит, натурализация обмена как следствие разрушения производственно-финансовой инфраструктуры от­расли (обусловливает необходимость натурализации обмена (бар­тер, переуступки долга) как единственного способа поддержания жизнедеятельности предприятия)
  • нестабильность финансово-банковской системы, инфляция (ведет к потере государством кредитуемых денежных средств, необходимости решения финансовых проблем авторитарными, а не рыночными, методами, к кризису промышленности в це­лом)
  • несовершенство законодательной базы (приводит к невоз­можности защищать свои реальные права производителям, воз­никновению «легальных» механизмов мошенничества на госу­дарственном уровне и в государственных масштабах)
  • неготовность рынка труда к удовлетворению спроса со сто­роны предприятий на профессионалов в области «рыночных от­ношений» (является объективной и неизбежной стороной раз­вития рыночных отношений в переходной экономике, посколь­ку развитие сектора производства, услуг происходит более быс­трыми темпами, нежели процесс формирования кадрового по­тенциала, способного удовлетворять быстро меняющимся тре­бованиям)
  • либерализация цен, формирование конкуренции
  • сочета­ние конкуренции с неконкурентными номенклатурными мето­дами продвижения на рынок товаров и услуг (поскольку про­странство переходной экономики является гетерогенным, мо­заичным и в нем присутствуют элементы как новой, так и ста­рой экономической системы, сочетание рыночных и номенкла­турных механизмов распределения товаров и услуг является неизбежным)
  • плюралистичность социально-экономических моделей пост­советского пространства (особенно важна в контексте стремле­ния сохранить и возобновить разрушенные связи между субъ­ектами хозяйствования бывшего Союза)

Рассмотрим факторы внутренней среды предприятия, оп­ределяющие его жизнедеятельность на микроуровне.

Неразвитость технологий менеджмента. Развитие пред­приятий в условиях переходной экономики ставит на первый план проблему управления ими. Однако отсутствие подготов­ленных кадров в области управления, а также незрелость самих технологий менеджмента в экономическом пространстве функ­ционирования указанных предприятий затрудняют решение данной проблемы.

Незрелость корпоративной культуры и корпоративных ценностей. Современные условия переходной экономики еще не позволили сформироваться определенной (пусть даже эле­ментарной) культуре управления, культуре предприниматель­ства, культуре бизнеса. Поэтому такие понятия, как корпора­тивная культура, корпоративные ценности, сегодня еще не мо­гут выступать своего рода «рычагом» управления организацией и мотивации ее персонала.

Неосознанность индивидуально-личностных ценностей потребительского идеала. Ломка советской экономической, го­сударственной и идеологической систем повлекла за собой трансформацию общественного и индивидуального сознания. В различных возрастных и социальных группах данный про­цесс имел свою динамику: следовательно, технология управле­ния подобной организацией существенно усложняется, а от ме­неджеров требуется более высокий уровень понимания, про­никновения, гибкости, но самое главное — педагогического подхода к управлению.

Из всей совокупности перечисленных выше характеристик внутренней и внешней среды вытекают вполне определенные требования к управлению предприятием. Отвечая этим требо­ваниям, менеджеры смогли бы достаточно эффективно управ­лять предприятием, работающим в условиях переходной эконо­мики. Рассмотрим основные из них.

Повышение роли системного менеджмента и маркетинга в жизнедеятельности предприятия. В связи с развитием конку­ренции на вновь складывающемся рынке товаров и услуг воз­никает необходимость в производстве и продвижении на рынок качественного товара. Маркетинг предприятий становится не­отъемлемым элементом выживания предприятия в условиях конкуренции. Развитие бизнеса в условиях переходной эконо­мики приводит к усложнению структур и способов функциони­рования предприятий. Объект управления также существенно усложняется в силу эволюции его внешней и внутренней среды, и для управления таким объектом необходимы технологии сис­темного менеджмента, роль которого, таким образом, безуслов­но, повышается.

Повышение роли стратегического планирования, направ­ленного на достижение долгосрочных стратегических целей. Одним из важнейших механизмов выживания и развития яв­ляется долгосрочное и стратегическое планирование, посколь­ку именно оно на сегодняшний день позволяет рационально уп­равлять ресурсами организации и ориентировать ее на накопле­ние сверхприбыли в ущерб потенциалу развития, на возмож­ность закрепления на рынке и утверждения в глазах потребите­лей, на создание основ долгосрочного развития. Стратегическое планирование актуально даже в условиях нестабильной соци­ально-экономической среды переходной экономики.

Ориентация на достижение сверхприбылей является доста­точно специфичным и неоднозначным требованием. Несмотря на стремление предприятий к стабилизации, внешняя среда предприятия, среда переходной экономики сегодня далеко не всегда позволяют проводить данную программу. Ориентация на сверхприбыль является также определенным гарантом нали­чия у предприятия финансового резерва и возможности зарабо­тать серьезный капитал.

Перечисленные выше характеристики внешней и внутрен­ней среды предприятия, а также рекомендации по стратегичес­кому управлению должны позволить предприятиям достичь ос­новной цели — выживание и получение прибыли, способствуя тем самым эволюции системы переходной экономики в целом.

Comments are closed .