Конспект экономиста:)

Меню

Актуальные проблемы реформирования управленческих и организационно-экономических отношений

нет комментариев

Реформирование — один из основных факторов успешного хозяйствования, поскольку оно способствует вовлечению в обо­рот и наиболее эффективному использованию многих других внутренних факторов производства, таких как побуждение, мо­тивы и интересы товаропроизводителей. Но только организаци­онно-экономическое реформирование или реструктуризация отношений собственности не позволяет достичь желаемых ре­зультатов.

Известно, что отдельные сельскохозяйственные предприя­тия изменили свой юридический статус, провели внутреннюю реорганизацию организационно-производственной структуры, осуществили реструктуризацию собственности и формально преобразовали ее из коллективной в частную. Но только в не­большой группе хозяйств реформы оказались результативны­ми, и прежде всего там, где применили комплексный подход и наряду с организационной реструктуризацией осуществили пе­респециализацию производства, переформирование внутрен­них подразделений, переукомплектование ресурсами, усиление мотивации, совершенствование внутрихозяйственных эконо­мических отношений, а главное — провели реорганизацию сис­темы управления, сделали ее простой и экономной.

Поэтому реформирование организационно-экономических отношений должно проводиться в первую очередь в тесной свя­зи с реформированием системы управления. Последнее заклю­чается в преобразовании организационно-производственных отношений, в результате чего должно произойти формирование новых трудовых коллективов, производственных подразделе­ний и производств на основе персонифицированной долевой или паевой собственности вместо существующих ныне обезли­ченных и инертных подразделений, оторванных от средств про­изводства. Моделей реформирования здесь может быть множест­во, все зависит от конкретной специфики и условий хозяйство­вания. Основные из них следующие:

  • кооперативные предприя­тия и объединения
  • товарищества
  • объединения крестьянских или фермерских хозяйств
  • агрофирмы и агрокомбинаты
  • агро-корпорации
  • ассоциации товаропроизводителей
  • закрытые, от­крытые акционерные общества
  • и др.

Таким образом, реформирование в большинстве случаев должно преследовать цель образования владельцев и собствен­ников имущества и капитала на первых порах в составе всего трудового коллектива предприятия с условием последующего внутрихозяйственного движения долей и паев и сужения круга владельцев. Целесообразна концентрация собственности в ру­ках наиболее предприимчивых и дельных работников с тем, чтобы в перспективе число собственников стало относительно небольшим. Менее способные работники должны перейти в ка­тегорию наемного персонала, в результате их правовые и трудо­вые отношения не претерпят существенных изменений, останут­ся примерно такими же, как и сейчас или до реформирования.

Сельское хозяйство должно постепенно замещаться негосу­дарственным, частнособственническим при сохранении за го­сударством общеэкономических регулятивных функций. Все другие решения затягивают процессы реформ, обостряют эко­номические противоречия и вызывают повышенные издер­жки. Это — объективная закономерность эффективного про­изводства, доказанная мировой практикой. Основным услови­ем здесь должны быть сохранение и развитие крупного эффек­тивного производства как менее ресурсоемкого, избежание дробления и расчленения существующих хозяйств.

Однако имеется группа агрофирм и агрокомбинатов, кото­рые располагают интегрированным производством по всей тех­нологической цепи от получения сырья до поставок готового продовольствия, по отношению к которым нельзя (во избежа­ние их ослабления и разорения) применять классические моде­ли реформирования, построенные на приватизации и персони­фикации собственности. Основные направления развития этих предприятий, которые по сути уже являются рыночно ориенти­рованными, — совершенствование технико-технологической базы, применение эффективных мер по сокращению затрат, увеличению объемов сбыта, повышению качества и конкурен­тоспособности конечной продукции.

Существует и другая группа хозяйств, располагающая мощ­ным производственным потенциалом, способная обеспечить не­обходимые объемы производства и сбыта. Им следует отрегули­ровать внутрихозяйственные экономические отношения, уста­новить прямые связи и полные расчеты между подразделения­ми, усилить права и самостоятельность внутренних коллекти­вов, повысить их ответственность и материальную заинтересо­ванность. Для этих хозяйств важно постоянное совершенство­вание внутренней организации на основе принципов хозяй­ственного расчета, самоокупаемости, самофинансирования и развития самоуправления.

В третьей, наиболее представительной группе хозяйств, до­пустившей значительный спад производства, необходимо комп­лексное реформирование по общепризнанной методологии раз­государствления, приватизации, акционирования и переспе­циализации. Важны индивидуальный подход и выбор конкрет­ной модели, исходя из имеющихся возможностей и готовности. При этом не всегда приемлем путь тотальной приватизации, де­ления собственности и ликвидации всех затратоемких отраслей и производств. Важны подготовительная работа, последова­тельность и этапность реструктуризации. Поэтому необходимо начинать с освоения простых кооперативных форм и отноше­ний, а затем переходить на более развитые рыночные формы аг­рарного предпринимательства и бизнеса.

К четвертой группе относятся убыточные и неплатежеспо­собные хозяйства, накопившие большие неликвидные долги. Такие хозяйства целесообразно расформировать, а на их месте создать новые предприятия в прежних или меньших размерах, способные нормально функционировать в рыночной конкурент­ной среде.

Следует отметить, что все организационно-производствен­ные и собственнические преобразования в аграрном комплексе должны быть тесно связаны с реорганизацией системы хозяй­ственного управления. Непосредственно сельскохозяйственное производство необходимо организовать по продуктовому прин­ципу в виде продуктовых подкомплексов («Зерно», «Карто­фель», «Лен», «Молоко», «Мясо» и др.), функционирующих по типу холдингов, концернов, агропромышленных объединений и агропромышленных финансовых групп. Подкомплексы долж­ны действовать на основе самоуправления и самофинансирова­ния, а регулироваться со стороны государства посредством па­кета акций, налогов, процентных ставок по кредитам, цен, го­сударственных целевых программ, антимонопольного законода­тельства и стимулирующего эффективную хозяйственную дея­тельность права.

На районном или региональном уровне целесообразны само­управляющиеся горизонтальные и вертикальные межхозяй­ственные агропромышленные объединения, предприятия и структуры, включающие сырьевые зоны производителей ис­ходной сельскохозяйственной продукции (кормов, зерна, кар­тофеля, льна и др.), комплексы по откорму животных и птицы, комбикормовые, перерабатывающие предприятия по выпуску готового продовольствия, посреднические снабженческо-сбытовые, маркетинговые, финансовые структуры и пр. Эти объеди­нения замкнут всю технологическую цепь от сырья до сбыта го­товой продукции, сформируют собственные фонды и определят рыночную стратегию развития.

Следует отметить, что мотивация составляет и исходное на­чало, основу, и результат эффективного производства. Без ре­шения этой проблемы нельзя рассчитывать на успех.

Существующая в настоящее время оплата труда сельских то­варопроизводителей как источник их стимулирования не в полной мере выполняет предназначенную роль и лишь номи­нально считается фактором мотивации. Трудовые доходы работ­ников от общественного и коллективного производства не по­крывают даже 50 % минимальных потребностей их семей по потребительской корзине. Они почти в 2 раза меньше, чем в промышленности. Во многих регионах доходы от личного под­собного хозяйства уже превышают поступления от трудового участия в крупном сельскохозяйственном производстве.

Форм стимулирования труда множество.
Большинство из них связано с отношениями собственности и движением капи­тала. Этот фактор признается активным механизмом мотива­ции и стимулирования. Следует больше внимания уделить фак­торам традиционного и рыночного характера с тем, чтобы мотивация труда и производства учитывала специфику хозяй­ства и интересы товаропроизводителей. От этого выиграют не только предприятия и их работники, но и государство.

Проблемы реформирования управленческих и организа­ционно-экономических отношений требуют творческого под­хода, предусматривающего грамотную экономическую полити­ку, эффективные стратегии и хозяйственную деятельность пред­приятий.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)