Актуальные проблемы реформирования управленческих и организационно-экономических отношений
Реформирование — один из основных факторов успешного хозяйствования, поскольку оно способствует вовлечению в оборот и наиболее эффективному использованию многих других внутренних факторов производства, таких как побуждение, мотивы и интересы товаропроизводителей. Но только организационно-экономическое реформирование или реструктуризация отношений собственности не позволяет достичь желаемых результатов.
Известно, что отдельные сельскохозяйственные предприятия изменили свой юридический статус, провели внутреннюю реорганизацию организационно-производственной структуры, осуществили реструктуризацию собственности и формально преобразовали ее из коллективной в частную. Но только в небольшой группе хозяйств реформы оказались результативными, и прежде всего там, где применили комплексный подход и наряду с организационной реструктуризацией осуществили переспециализацию производства, переформирование внутренних подразделений, переукомплектование ресурсами, усиление мотивации, совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений, а главное — провели реорганизацию системы управления, сделали ее простой и экономной.
Поэтому реформирование организационно-экономических отношений должно проводиться в первую очередь в тесной связи с реформированием системы управления. Последнее заключается в преобразовании организационно-производственных отношений, в результате чего должно произойти формирование новых трудовых коллективов, производственных подразделений и производств на основе персонифицированной долевой или паевой собственности вместо существующих ныне обезличенных и инертных подразделений, оторванных от средств производства. Моделей реформирования здесь может быть множество, все зависит от конкретной специфики и условий хозяйствования. Основные из них следующие:
- кооперативные предприятия и объединения
- товарищества
- объединения крестьянских или фермерских хозяйств
- агрофирмы и агрокомбинаты
- агро-корпорации
- ассоциации товаропроизводителей
- закрытые, открытые акционерные общества
- и др.
Таким образом, реформирование в большинстве случаев должно преследовать цель образования владельцев и собственников имущества и капитала на первых порах в составе всего трудового коллектива предприятия с условием последующего внутрихозяйственного движения долей и паев и сужения круга владельцев. Целесообразна концентрация собственности в руках наиболее предприимчивых и дельных работников с тем, чтобы в перспективе число собственников стало относительно небольшим. Менее способные работники должны перейти в категорию наемного персонала, в результате их правовые и трудовые отношения не претерпят существенных изменений, останутся примерно такими же, как и сейчас или до реформирования.
Сельское хозяйство должно постепенно замещаться негосударственным, частнособственническим при сохранении за государством общеэкономических регулятивных функций. Все другие решения затягивают процессы реформ, обостряют экономические противоречия и вызывают повышенные издержки. Это — объективная закономерность эффективного производства, доказанная мировой практикой. Основным условием здесь должны быть сохранение и развитие крупного эффективного производства как менее ресурсоемкого, избежание дробления и расчленения существующих хозяйств.
Однако имеется группа агрофирм и агрокомбинатов, которые располагают интегрированным производством по всей технологической цепи от получения сырья до поставок готового продовольствия, по отношению к которым нельзя (во избежание их ослабления и разорения) применять классические модели реформирования, построенные на приватизации и персонификации собственности. Основные направления развития этих предприятий, которые по сути уже являются рыночно ориентированными, — совершенствование технико-технологической базы, применение эффективных мер по сокращению затрат, увеличению объемов сбыта, повышению качества и конкурентоспособности конечной продукции.
Существует и другая группа хозяйств, располагающая мощным производственным потенциалом, способная обеспечить необходимые объемы производства и сбыта. Им следует отрегулировать внутрихозяйственные экономические отношения, установить прямые связи и полные расчеты между подразделениями, усилить права и самостоятельность внутренних коллективов, повысить их ответственность и материальную заинтересованность. Для этих хозяйств важно постоянное совершенствование внутренней организации на основе принципов хозяйственного расчета, самоокупаемости, самофинансирования и развития самоуправления.
В третьей, наиболее представительной группе хозяйств, допустившей значительный спад производства, необходимо комплексное реформирование по общепризнанной методологии разгосударствления, приватизации, акционирования и переспециализации. Важны индивидуальный подход и выбор конкретной модели, исходя из имеющихся возможностей и готовности. При этом не всегда приемлем путь тотальной приватизации, деления собственности и ликвидации всех затратоемких отраслей и производств. Важны подготовительная работа, последовательность и этапность реструктуризации. Поэтому необходимо начинать с освоения простых кооперативных форм и отношений, а затем переходить на более развитые рыночные формы аграрного предпринимательства и бизнеса.
К четвертой группе относятся убыточные и неплатежеспособные хозяйства, накопившие большие неликвидные долги. Такие хозяйства целесообразно расформировать, а на их месте создать новые предприятия в прежних или меньших размерах, способные нормально функционировать в рыночной конкурентной среде.
Следует отметить, что все организационно-производственные и собственнические преобразования в аграрном комплексе должны быть тесно связаны с реорганизацией системы хозяйственного управления. Непосредственно сельскохозяйственное производство необходимо организовать по продуктовому принципу в виде продуктовых подкомплексов («Зерно», «Картофель», «Лен», «Молоко», «Мясо» и др.), функционирующих по типу холдингов, концернов, агропромышленных объединений и агропромышленных финансовых групп. Подкомплексы должны действовать на основе самоуправления и самофинансирования, а регулироваться со стороны государства посредством пакета акций, налогов, процентных ставок по кредитам, цен, государственных целевых программ, антимонопольного законодательства и стимулирующего эффективную хозяйственную деятельность права.
На районном или региональном уровне целесообразны самоуправляющиеся горизонтальные и вертикальные межхозяйственные агропромышленные объединения, предприятия и структуры, включающие сырьевые зоны производителей исходной сельскохозяйственной продукции (кормов, зерна, картофеля, льна и др.), комплексы по откорму животных и птицы, комбикормовые, перерабатывающие предприятия по выпуску готового продовольствия, посреднические снабженческо-сбытовые, маркетинговые, финансовые структуры и пр. Эти объединения замкнут всю технологическую цепь от сырья до сбыта готовой продукции, сформируют собственные фонды и определят рыночную стратегию развития.
Следует отметить, что мотивация составляет и исходное начало, основу, и результат эффективного производства. Без решения этой проблемы нельзя рассчитывать на успех.
Существующая в настоящее время оплата труда сельских товаропроизводителей как источник их стимулирования не в полной мере выполняет предназначенную роль и лишь номинально считается фактором мотивации. Трудовые доходы работников от общественного и коллективного производства не покрывают даже 50 % минимальных потребностей их семей по потребительской корзине. Они почти в 2 раза меньше, чем в промышленности. Во многих регионах доходы от личного подсобного хозяйства уже превышают поступления от трудового участия в крупном сельскохозяйственном производстве.
Форм стимулирования труда множество. Большинство из них связано с отношениями собственности и движением капитала. Этот фактор признается активным механизмом мотивации и стимулирования. Следует больше внимания уделить факторам традиционного и рыночного характера с тем, чтобы мотивация труда и производства учитывала специфику хозяйства и интересы товаропроизводителей. От этого выиграют не только предприятия и их работники, но и государство.
Проблемы реформирования управленческих и организационно-экономических отношений требуют творческого подхода, предусматривающего грамотную экономическую политику, эффективные стратегии и хозяйственную деятельность предприятий.