Рубрика: Экономическая теория

Закон предложения по цене

Есть ли причинно-следственная связь между рыночной ценой и предложением?

Предположим, что на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это показано на условном примере в шкале предложения.

Табл. Шкала предложения

Цена 1 кг яблок, руб. Продавцы готовы продать, т
20 25
15 15
13 9
10 6
8 4
5 2

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы го­товы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.

Закон предложения по цене характеризует следующую коли­чественную зависимость предложения (П) от цены (Ц). Чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продук­тов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.

Данную взаимосвязь можно наглядно представить на графике. На вертикальной оси будем отражать количественные данные, ка­сающиеся независимой переменной (причины изменений). По го­ризонтальной оси указываются данные относительно зависимой переменной (следствия перемен).

Закон предложения по цене иллюстрируется на известном при­мере с продажей яблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс — количество яблок, которое продавец готов продать. Кривая П1 — П2, на графике показывает, как с ростом рыночной цены отдельные производители увеличи­вают объем продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Кривая предложения по цене

Рис. Кривая предложения по цене

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличе­ние рыночной цены характеризует эластичность (гибкость) пред­ложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменений в зависимости от динамики цены. Мерой этого из­менения является коэффициент эластичности (Кп):

Кп = Рост объема предложения, % / Рост цен, %

Предложение по цене бывает эластичным и неэластичным. Это различие особенно важно для производителя продукции, который заранее прогнозирует степень эластичности новых изделий.

Эластичным предложение становится, когда его величина из­меняется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт многих стран, коэффициент эластичности предложения — при ус­ловии равновесия цен и за длительный период — имеет тенден­цию к возрастанию, т.е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства.

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении рыночных цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка элас­тичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом), ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых из­делий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения ко­личества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для предвиде­ния объема производства в зависимости от изменения цен.

Comments are closed .