Рубрика: Экономическая теория

Теории стоимости (ценности) и практика

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет лучше выявить их общий характер и понять их практическое значение.

Рассмотренные до этого обе стороны сделки купли-продажи товара невозможно разорвать на отдельные части. Почему же та­кая сделка возможна только как единое целое?

Вряд ли вызывает сомнение, что товарный обмен совершается благодаря соблюдению следующих условий, соединяющих про­тивоположные стороны:

  • а) приобретаемые покупателем блага имеют для него цен­ность, поскольку удовлетворяют его потребности
  • б) товары имеют созданную трудом стоимость (издержки тру­да и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением продавцом определенной суммы денег
  • в) величина стоимости и ценность товара прямо зависят от ка­чества вещи и ее редкости

Важно отметить, что в современной хозяйственной практике широко развит маркетинг — деятельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочте­ния потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящие лично для него блага.

Вместе с тем среди экономистов общепризнанным является разработанный английскими классиками политической экономии принцип сравнительного преимущества. Чтобы определить, вы­годно ли производить товары в определенной стране или ввозить из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов, в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление оди­наковых изделий. Этот же принцип позволяет также определить эффективность производства в сопоставляемых странах. Приме­ром тому служат сведения о величине стоимости ряда основных продуктов в России и других государствах на начало 1990-х гг..

Таблица. Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)

Наименование товара Россия Польша Германия
Говядина, кг 3,4 1,7 0,3
Мясо животное, кг 5,3 2,0 0,25
Молоко, л 0,7 0,2 0,03
Яйцо, десяток 1,3 0,8 0,05
Сахар, кг 1,3 0,4 0,08
Картофель, кг 0,5 0,1 0,04
Сорочка мужская, шт. 11,2 8,3 0,57
Ботинки мужские, пара 48 16 3,0
Холодильник, шт. 596 143 21
Бензин автомобильный, л 0,5 0,3 0,06

Между тем еще в XIX в. новоклассики полагали, что суще­ствует некий количественный измеритель счастья, или полезнос­ти, для каждого человека. Единица измерения полезности была названа ютиль (от англ. utility — полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию сча­стья он якобы получал.

По поводу такого поведения покупателя профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) заметили следующее:

«…Труд­но поверить, что на самом деле существует некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода ут­верждений: «Дик стал бы в два раза счастливее, если бы съел еще одну шоколадку»».

Ютиль была признана вымышленной едини­цей измерения, не пригодной для рыночной практики.

Но в обычных условиях рыночного обмена непосредственно соизмерять товары невозможно также при помощи стоимости и ее внутреннего мерила — рабочего времени. Поучителен такой факт. В 1920-е гг. в нашей стране была предпринята попытка ввес­ти в качестве общей меры всех продуктов так называемые треды — трудовые деньги. На них было обозначено количество отработан­ных на предприятии часов. Однако участники рынка с большим недоверием отнеслись к этому эксперименту, и он провалился.

А. Смит верно подметил:

«Товары чаще обмениваются, а пото­му и сравниваются с другими товарами, а не с трудом… К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собою осязательный предмет, тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью».

Стало быть, всякие попытки использовать научное понятие «рабочее время» (как измеритель стоимости) или «полезность» для практического налаживания рыночного обмена в принципе неосуществимы.

Тогда возникает вопрос: можно ли выбраться из этой явно ту­пиковой ситуации? Ответ мы сможем найти, если доступное всем мерило равноценного обмена станем искать в совершенно иной области. Речь идет о непосредственном рыночном обмене.

 

Comments are closed .