Рубрика: Экономическая теория

Тенденции современного рынка

В XX в., особенно во второй его половине, в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка.

Долгое время авторы учебников «экономике» изображали взаи­моотношения продавцов и покупателей как рынок совершенной конкуренции, который состоит из слишком малых предприятий, не способных влиять на рыночную цену Сейчас же, по оценке П. Самуэльсона и В. Нордхауса, достаточно крупные предприятия:

«имеют определенное влияние на рыночную цену. Большинство рынков в современной экономике в действительности находятся под влиянием нескольких крупных компаний, чаще всего двух или трех. Добро пожаловать в реальный мир — мир несовершен­ной конкуренции».

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить тенденции, которые свойственны развитию монополии и конку­ренции во второй половине XX в.

Первая тенденция — к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция выз­вала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хо­зяйства. Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электриче­ской и тепловой энергии и т.п.). Кроме того, в национальной эко­номике возник монополистический по своей природе государ­ственный сектор.

Вторая тенденция — к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенство­вание технической базы производства. В связи с этим в странах с новой экономикой резко усилилось соперничество, особенно в об­ласти внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охва­тывая все страны с открытой экономикой.

Таким образом, на исходе XX столетия сложилась парадок­сальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои пози­ции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет столкновение двух указанных тенденций?

  • Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих мо­нополий. Для конца XIX — первой половины XX в. традицион­ным было стремление монополий тормозить применение научно- технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течение определенного срока ис­пользуют патентное право для обновления технологии.
  • Во-вторых, внедрение достижений научно-технической рево­люции требует крупных материальных затрат. Как правило, та­кие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, ти­пичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первен­ства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.
  • В-третьих, в последние годы важное значение приобрело уча­стие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкурен­ции, направленной на завоевание мирового рыночного простран­ства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а так­же обеспечивает их другими экономическими преимуществами.

Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показа­тели 46 стран мира), в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия — с 5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место.

Итак, очевидно, что в современный период характерен необыч­ный синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) конку­ренции и монополии.

Comments are closed .