Рубрика: Экономическая теория

Сущность и виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками ры­ночного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обо­собленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претенден­тами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно срав­нить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несим­метричным. Противоположность их свойств коренится в совер­шенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. На­глядное представление об этом мы получим в таблице, которая характеризует положение продавцов благ.
Таблица. Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка Свободная конкуренция Абсолютная монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа на рынок
и выхода из него Нет Есть (нет вхождения)
Участие товаровладельцев
в контроле над ценами Нет Полный контроль

Из материалов таблицы нетрудно сделать следующее заклю­чение. Конкуренция представляет собой более благоприятное со­стояние рынка. Разве можно назвать естественным такое поло­жение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам дик­тует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким осно­ваниям:

  • а) масштабам развития
  • б) характеру
  • в) методам сопер­ничества

По масштабам развития конкуренция может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли- продажи товаров и услуг)
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограни­ченной территории)
  3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за по­лучение наибольшего дохода)
  4. межотраслевой (соперничество представителей разных от­раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в це­лях извлечения большего дохода
  5. национальной (состязание отечественных продавцов и по­купателей внутри данной страны)
  6. международной (борьба предприятий, хозяйственных объе­динений и государств разных стран на мировом рынке)

По характеру развития конкуренция подразделяется:

  1. на сво­бодную
  2. регулируемую

По методам ведения рыночное соперничество делится:

  1. на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредст­вом снижения цен)
  2. неценовое (победу одерживают путем по­вышения качества продукции, лучшего обслуживания покупате­лей и т.п.)

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает:

  • Во-первых, что на рынке име­ется множество независимых товаровладельцев, самостоятель­но решающих, что создавать и в каких количествах.
  • Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дис­криминации (умаления прав) и иметь возможность купить това­ры и услуги на любом рынке.
  • В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует начально­му периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперниче­ство в современных условиях — редкое явление. Так, в высоко­развитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.

В XX в. получили развитие новые фор­мы рыночного соперничества: регулируемая государством конку­ренция и противоборство монополий.

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно пред­положить, что свободное соперничество вносит в рыночные от­ношения полную неорганизованность, беспорядок. В значитель­ной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила ры­ночного соперничества, определяемые интересами частных соб­ственников.

 

Comments are closed .