Рубрика: Экономическая теория

Сущность и функции рынка

Знакомство с рыночными отношениями начнем с простейшего определения рынка, а за­тем перейдем к более сложным понятиям.

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, на­пример, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:

  • местный (в пределах села, города, ре­гиона)
  • национальный (внутренний)
  • мировой рынки

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмот­реть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производ­ства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и об­ратных связей.

Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направ­лениям:

  • в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен
  • в самом производстве создается новая стоимость — ожида­емые доходы участников рыночных сделок
  • в силу общественного разделения труда, на котором осно­вывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами

В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

Другая функция рынка — выполнение роли главного контро­лера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и ко­личество созданных продуктов соответствуют нуждам покупате­лей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконо­мике: для продавцов — доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приоб­ретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что ры­ночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интере­сов строится на принципе, который сформулировал А. Смит:

«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…».

Это предполагает:

  • обмен нужными друг другу полезностями
  • эквивалентность (равноценность) рыночной сделки

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее все­го, в начальный период его существования — в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом — слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товар­ного производства, поставлявшему для продажи сравнительно не­большое количество продуктов.

Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или не­большом городе, то ему трудно понять, как преобразился извест­ный ему с детства рынок в конце XX столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

Comments are closed .