Рубрика: Экономическая теория

Рынок как социальный институт

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Во второй половине XX столетия нормальный рынок базиру­ется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?

  • Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают участников ры­ночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский ко­декс, выполняющий роль экономической конституции. В нем осо­бое внимание уделено характеристике роли гражданско-правово­го договора — средства регулирования рыночных отношений.
  • Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы фи­нансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз — от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
  • В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профес­сиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и по­купателей.
  • В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреж­дения.

Таким образом, рынок предстает перед нами как единая сово­купность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое качество — способность к саморегулированию на основе эконо­мических законов.

Comments are closed .