Рубрика: Экономическая теория

Путь к новой системе регулирования

Мы находимся сейчас в самом начале пути к новой системе регулирования на­ционального хозяйства России. В связи с этим приходится говорить и о нерешенных проблемах.

Исходной является проблема выбора макроэкономического ре­гулятора.

Уже в начале 1990-х гг. было ясно одно: надо уходить вперед от командно-административной системы управления нацио­нальным хозяйством. Но какой иной тип макрорегулятора выб­рать? По этому поводу у экономистов и государственных деяте­лей России не было единства и согласия.

Выбор был сделан в пользу самого быстрого перехода от од­ной крайности (командной системы) к противоположной (свобод­ной рыночной экономике, основанной на частнокапиталистиче­ском предпринимательстве). Весь расчет строился на том, что так называемая «невидимая рука» — свободный капиталистический рынок — возьмет на себя роль хозяйственного механизма.

Однако хорошо известно, что в 1992 г. в нашей стране появи­лись лишь зачатки рыночных отношений, не принявших цивили­зованную форму Что касается развитого конкурентного рынка, способного регулировать определенные хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро.

Тем не менее с самого начала сложилось резко отрицательное отношение к плановой организации народного хозяйства.

В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожи­ло органы административного регулирования производства. Так, был упразднен Государственный плановый комитет (Госплан), ко­торый разрабатывал централизованные планы и прогнозы соци­ально-экономического развития. Перестал существовать Государ­ственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспе­чивал все отрасли средствами производства. Таким образом, в ожидании «невидимой руки», образно говоря, отрубили «види- мую руку» государственного регулирования. К этому надо доба­вить, что еще раньше (после реформы управления промышлен­ностью в 1987 г.) государство утратило контроль за хозяйственной деятельностью тех предприятий, которые находились в рамках государственной собственности.

Правительство России в 1993 г. признало, что в итоге преобра­зований государственные предприятия оказались неподконтроль­ны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству как собственнику. Надо было искать выход из этой тупиковой ситуации, прибегая прежде всего к экономи­ческим методам регулирования хозяйственной деятельности.

Однако экономические рычаги управления были использова­ны не для укрепления централизованного хозяйственного меха­низма, а по сути дела для его еще большего ослабления. Стали применяться такие методы регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики:

  • а) для покрытия большого бюджетного дефицита государство ввело огромный инфляционный налог. Однако чрезмерно высо­кие темпы инфляции нанесли сильный удар по экономике
  • б) необычайно высокие налоги подорвали нормальную заин­тересованность предпринимателей и работников в увеличении производства

Российская экономика требует оптимального сочетания государ­ственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

В первую очередь важно создать эффективную централизован­ную вертикаль макроэкономического управления. Речь идет об образовании целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Эта система призвана обеспе­чить уравновешенность интересов экономических и социальных сил страны, выработку оптимальных целей общественного раз­вития и создание условий их достижения.

Централизация управления сейчас диктуется необходимостью успешного решения долговременных созидательных задач, при­званных ликвидировать последствия десятилетнего упадка эко­номики страны. Согласно оценке экспертов, чтобы достичь тако­го же уровня душевого производства валового внутреннего продукта, как в современных Португалии или Испании, России понадобится примерно 15 лет при темпах экономического роста не менее 8% в год. Наша страна достигнет уровня душевого про­изводства ВВП Великобритании или Франции, если темпы роста будут на уровне 10% в год.

Чтобы развернуть созидательную хозяйственную деятель­ность, необходимо иметь долгосрочную общенациональную стра­тегию развития. В ней, в частности, целесообразно предусмот­реть:

  • а) поощрение быстрого экономического роста на основе значительного увеличения инвестиций
  • б) проведение активной промышленной политики посредством преимущественного раз­вития лидирующих направлений научно-технического прогресса
  • в) создание эффективной финансовой системы

Оптимальная (наилучшая) система управления экономикой в России призвана, с одной стороны, значительно повысить роль государства в выполнении общенациональных задач, с другой — обеспечить дальнейшее развитие рыночных отношений. При этом важно соблюдать доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг (прежде всего образования и здраво­охранения), перераспределить социальные расходы общества в пользу самых уязвимых групп населения. Целесообразно предос­тавить гражданам возможность более высокого уровня социаль­ного потребления за счет собственных доходов.

Однако речь не должна идти о возрождении директивного пла­нирования и управления всем хозяйством непосредственно из центра. Это привело бы к тому, что всеохватывающее регламен­тирование вновь сковало работу каждого предприятия. Возмож­но, что в будущем — при развитии эффективных методов эконо­мического регулирования — роль государства в экономике во многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их соблюдением.

Comments are closed .