Рубрика: Экономическая теория

Принципы рыночных отношений

ПРИНЦИП 1. Частная собственность — означает что любой субъект по своему усмотрению может приобретать, применять, контролировать и реализовывать любые материальные ценности, недвижимость, финансы, активы, ценные бумаги и другое.

Право частной собственности на протяжении нескольких веков опиралось на права завещания и наследования.

Право собственности опирается на права владения, пользования и распределения:

  • Право владения — возможность для субъекта осуществлять физический контроль над вещью:
  • Право пользования — вбирает в себя право владения, а также позволяет собственнику применять вещь извлекая при этом прибыль, доход или выгоду.
  • Право распоряжения — вбирает в себя право пользования, а также позволяет субъекту решать судьбу вещи, т.е. продать, отчуждить или уничтожить.

Для характеристики собственности имеет значение также наличие субъекта, объекта и предмета собственности:

  • Субъект собственности — то лицо (физическое, юридическое или государство) которое распоряжается собственностью.
  • Объект собственности — сама собственность, как вещь или интеллектуальный продукт.
  • Предмет собственности — совокупность понятий связанных с категорией собственности.

Принято считать что существуют следующие виды собственности: частная, государственная, общественная, коллективная, народная, семейная, личная, трудовая, паевая, арендная, деловая, акционерная, смешанная и т.д. Однако, реально существуют только частная и государственная. Например в коллективной — нет права пользования и права распоряжения, в акционерной собственности — нет объекта собственности.

ПРИНЦИП 2. Личный интерес — любой субъект желает по-дешевле купить и по-дороже продать, каждый делает прежде всего то, что выгодно ему самому. Хозяйствующие субъекты стремятся сократить издержки и увеличить прибыль.

ПРИНЦИП 3. Свобода предпринимательства и выбора — означает что субъект может заниматься любой деятельностью приносящей доход. Лично участвовать в деле или нанимать наёмных работников. Субъекты могут работать на фондовом рынке, осуществлять операции с недвижимостью, производить товары, оказывать услуги, т.е. разрешены любые виды деятельности которые не запрещены законом. Однако, с одной стороны субъекты — свободны, а с другой — ощущают давление рынка и конкуренции, а также вынуждены работать согласно «правил игры» выбранных правительством, т.е. все подчиняются законодательству.

ПРИНЦИП 4. Конкуренция — экономическое состязание (борьба) субъектов тотально, по всем направлениям:

  • по выдвигаемым ценам
  • по качеству продукции
  • по применяемой технике и технологиям
  • по методам организации и управления производством
  • по техническим характеристикам и свойствам товаров
  • и т.д.

Совершенная конкуренция — когда на рынок выходит бесконечно большое число производителей и продавцов товаров, поэтому ни один из них не может влиять на цены и объёмы совокупного предложения на товары.

Конкуренция позволяет динамично менять предложение товаров и услуг, объёмы инвестиций и капиталов, не нанося при этом разрушительного вреда ни одному из участников конкуренции.

ПРИНЦИП 5. Свободное ценообразование — любое взвинчивание, фиксирование или резкое снижение цен преследуется по закону.

Функции правительства в рыночной экономике
:

  • выработка эффективного законодательства
  • антимонопольное регулирование
  • поддержание стабильности финансовой системы и антиинфляционная профилактика
  • создание сети и коммуникаций
  • национальная оборона
  • охрана общественного порядка
  • государственное управление, регулирование и контроль
  • социальная поддержка малоимущих слоёв населения
  • финансирование бюджетной сферы

Ещё одной из функций правительства является регулирование производства общественных и частных товаров.

  • Общественные товары — товары и услуги, которые потребляются коллективно, примерно поровну и не могут быть исключены из потребления (всеобщее среднее образование, охрана общественного порядка, приобретение товаров массового спроса).
  • Частные товары — те товары и услуги, которые потребляются не коллективно, не поровну, либо могут быть исключены из потребления (эксклюзивные товары, платное образование и здравоохранение и т.д.).

Comments are closed .