Рубрика: Экономическая теория

Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования

Прибыль — это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики: в производ­стве, торговле и банковском деле. Ниже мы выясним, как образуется доход в фирмах — изготовителях продукции.

Многие фирмы создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредни­кам оптом (в большом количестве) по определенной оптовой цене. Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Цо) выше его себестоимости (Сс) — затрат на производство. Стало быть, при­быль производителя (Пп) — это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп = Цо-Сс.

Значит, величина прибыли зависит от двух основных факто­ров:

  1. уровня себестоимости товара
  2. уровня оптовых цен

Рассмотрим подробнее эти факторы.

1. Себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производ­ство благ. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (Сп) и новую стоимость (Сн). В свою очередь последняя распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изделий изображено на рисунке:

Структура стоимости товаров

Рис. Структура стоимости товаров

Теперь можно перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов:

  • а) прямые
  • б) косвенные

А. Прямые расходы на производство (или переменные затра­ты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:

  • зара­ботная плата работников, непосредственно занятых изготовлени­ем благ
  • затраты на сырье, материалы, другие предметы труда

Общая их величина изменяется, как правило, в прямой про­порции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестои­мость единицы продукции не изменяется по величине.

Б. Косвенные (или условно-постоянные)расходы мало или со­всем не зависят от масштабов выпуска изделий. К ним причисля­ют:

  • аренду здания
  • заработную плату служащим
  • страховку иму­щества
  • обслуживание машин (их амортизация и ремонт)
  • коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.)
  • затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.)
  • выплаты по процентам на заем

Общая сумма этих расходов практически не меняется при уве­личении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижа­ется. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масш­табов выпуска товаров.

2. Уровень цен продукции. Здесь возможны пять основных ва­риантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий.

Соотношения цен и стоимости товара

Рис. Соотношения цен и стоимости товара

Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестои­мости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержка­ми предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость производства. В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Нако­нец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной при­были.

Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополни­тельную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения — за счет увеличения общей массы (абсолютной ве­личины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий. Поэтому важно рассмотреть этот более надежный способ повышения доходности фирмы.

Comments are closed .