Рубрика: Экономическая теория

Преобразование государственной собственности

Указанное выше противоречие может быть разрешено лишь посредством коренного изменения господствующей формы соб­ственности. Существо преобразований состоит в том, чтобы про­извести в значительных масштабах разгосударствление соб­ственности — превращение значительной части государственной собственности в разнообразные иные формы хозяйства.

Однако преобразование государственной собственности от­нюдь не должно вести к полной ее ликвидации, ибо, как известно, во второй половине XX в. общее совместное имущество везде ис­пользуется в национальных интересах. Поэтому речь может идти о правильном определении границ разгосударствления и установ­лении нормальных соотношений между государственным и него­сударственным секторами экономики страны.

Во всех странах разгосударствление собственности именуют приватизацией (от лат. privatus — частный). Означает ли это, что государственные предприятия, средства транспорта, жилые зда­ния и другое имущество передаются (или продаются) только от­дельным лицам? Так, наверное, могло бы быть только на началь­ной фазе капитализма. Но и это маловероятно, поскольку у госу­дарства тогда не было производственного имущества. Во второй половине XX в. приватизация означает передачу (или продажу) государственного имущества физическим и юридическим лицам, т.е. преобразование государственного достояния в частную и об­щую долевую собственность.

В России приватизация началась с октября 1992 г. На первом ее этапе все граждане страны бесплатно получили так называемые ваучеры — приватизационные чеки. Каждый ваучер соответство­вал стоимости государственного имущества на сумму 10 тыс. руб. Были провозглашены задачи приватизации: покончить с господ­ством государственной собственности и сформировать класс част­ных собственников, который по уровню доходов превратится в за­житочный «средний класс» (это совершенно недостижимая цель, особенно в условиях громадного обесценения рубля и кризисного спада производства). По официальным данным, за период ваучер­ной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственнос­ти в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно было продаваться за деньги. Предполага­лись продажа предприятий или их акций на аукционах (публич­ных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного иму­щества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная цель — способствовать появлению новых собственни­ков, которые будут заинтересованы развивать производство и вло­жат в него средства, повышающие эффективность (результатив­ность) хозяйственной деятельности.

Между тем появлению «эффективных собственников» с само­го начала препятствовал ряд обстоятельств:

  • многие крупные промышленные предприятия были проданы по чрезмерно низким ценам (нередко путем преступных сделок)
  • их новые владельцы не были заинтересованы вкладывать значи­тельные суммы денег в техническое обновление производства
  • 3/4 акционированных промышленных предприятий находи­лись в собственности трудовых коллективов, которые имели конт­рольный пакет акций и не собирались продавать его посторонне­му лицу
  • большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они были заинтересованы лишь в получе­нии наибольших дивидендов (доходов на акции) и не давали ак­ционированным предприятиям никаких денежных средств

В итоге сложилось явно ненормальное экономическое положе­ние. Приватизация не принесла обществу и государству сколько- нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляли заинте­ресованности в расширении и техническом совершенствовании производства.

Начало преобразования государственной собственности от­крыло переходный период от государственного социализма к но­вой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему Однако можно от­метить некоторые ее черты:

  • во-первых, речь идет о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено господство государственной собственнос­ти как основы социализма
  • во-вторых, стала формироваться многоукладная экономика, включающая все типы присвоения: а) общее совместное (государственная собственность); б) частное; в) общее долевое (акционер­ные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.)
  • в-третьих, государство и право во все большей мере регулиру­ют структуру и характер развития отношений собственности в стране

Таким образом, мы завершили анализ первого элемента систе­мы экономических отношений общества — собственности и со­ответствующих социально-экономических отношений. Далее нам предстоит рассматривать совокупность организационно-экономи­ческих отношений.

Comments are closed .