Правила конкурентного поведения

Рыночное соперничество существенно различается по своим результатам в зави­симости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены толь­ко отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масшта­бе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену А. Индивидуальная конкуренция. Как известно, особеннос­тью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупа­тели являются мелкими собственниками. Никто из них, естествен­но, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие сопер­ников к победе или поражению.

Учитывать уровень равновесной цены

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложе­ния) как норматив (от лат. normatio — упорядочение) рациональ­ного, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнет­ся с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать то­вары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

«Обхитрить» равновесную цену

Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, това­ропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивиду­альной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим иму­ществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономи­ческому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Ве­ликобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающи­еся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей циви­лизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее про­изводить вещи.

Ценовая конкуренция

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибега­ют к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвы­чайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конку­рировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров тре­тьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изне­могая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ пред­ложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

Добившись разорения соперника, победитель, как правило, вос­станавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .

Х