Рубрика: Экономическая теория

Правила конкурентного поведения

Рыночное соперничество существенно различается по своим результатам в зави­симости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены толь­ко отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масшта­бе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену А. Индивидуальная конкуренция. Как известно, особеннос­тью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупа­тели являются мелкими собственниками. Никто из них, естествен­но, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие сопер­ников к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложе­ния) как норматив (от лат. normatio — упорядочение) рациональ­ного, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнет­ся с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать то­вары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, това­ропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивиду­альной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим иму­ществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономи­ческому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Ве­ликобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающи­еся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей циви­лизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее про­изводить вещи.

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибега­ют к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвы­чайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конку­рировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров тре­тьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изне­могая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ пред­ложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

Добившись разорения соперника, победитель, как правило, вос­станавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.

Б. Национальная конкуренция. Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». Такая национальная конкуренция имеет следующие особенности.

Прежде всего в ней участвует так называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может — через массовый спрос и массо­вое предложение — воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения критическая масса достигает 10—15 млн мелких товаровладельцев.

Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеоб­щее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упус­кают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.

Другой фронт развертывается среди покупателей, которые за­интересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем гото­вы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по наи­меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая ар­мия выиграет сражение?..

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следу­ющему Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену Преследуя общие ин­тересы, победители в течение определенного времени не конку­рируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за свои частные интересы.

Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся цены?

Известно, что если массовый спрос на какой-то товар возрас­тает, то его рыночная цена повышается.

Однако удоро­жание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену.

Обострившаяся конкуренция среди покупателей ведет к распаду их единства. Достигнутая ранее высокая рыночная цена по спро­су начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.

Когда расширяется массовое предложение товаров, то, есте­ственно, рыночная цена понижается. Но удешевление продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы повысить цену Усиливающаяся конкуренция среди продавцов приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается до уровня равновесной цены.

Итак, национальная конкуренция является внутренним двига­телем рыночного саморегулирования, которое закономерно воз­действует на три явления:

  • во-первых, она влияет на цены, пред­лагаемые продавцами и покупателями
  • во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка
  • в-третьих, приводит общую ры­ночную цену к точке равновесия

Думается, некоторые участники ожесточенных экономических битв мечтают о рынке без конкуренции. Однако возникают со­мнения: возможен ли такой рынок и как его можно создать? Кому это будет выгодно и кому не выгодно? Что же, эти сомнения мы попытаемся разрешить ниже.

Comments are closed .