Рубрика: Экономическая теория

Понятие масштаба производства. Виды эфектов роста масштабов производства

Если издержки и объёмы производства на предприятии изменяются согласно определённой пропорции, то можно говорить о действии эффекта масштаба производства (масштаб производства — это упрощённо объём производства).

Существует 3-и вида эффектов от изменения масштабов производства:

1. Положительный эффект от роста масштабов производства — когда темп (скорость) роста издержек не превышает темп роста производства.

Положительный эффект на крупных фирмах складывается под влиянием следующих факторов:

  • фирмам получает экономию на масштабе производства — с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
  • экономия на специализации — специализированный труд всегда более высокопроизводительный, чем не квалифицированный. Поэтому крупные фирмы за счёт роста объёмов производства экономят на издержках.
  • крупные фирмы экономят на финансах, т.к. могут получить кредит в банке под меньший процент, чем мелкие фирмы.
  • крупные фирмы экономят на капитале, поскольку могут закупить технологическое оборудование по меньшей цене,чем мелкие фирмы.
  • экономия на маркетинге и рекламе. При росте объёмов производства расходы на маркетинг и рекламу как правило не увеличиваются.
  • крупные фирмы собирают отходы производства и производят из них дополнительную продукцию, получая при этом дополнительный доход.

2. Отрицательный эффект от роста масштабов производства — когда темп роста издержек превышает темп роста производства.

Факторы влияющие на появление отрицательного эффекта от роста масштабов производства:

  • на крупных фирмах усложняются производственные отношения, т.к. на них действуют профсоюзы, которые вносят помехи в деятельность администрации предприятия.
  • на крупных предприятиях управленческие решения запаздывают,деформируются или вообще не исполняются, в связи с чем — снижается управленческая эффективность.
  • на крупных предприятиях увеличиваются издержки на сбыт продукции, т.к. они вынуждены производить свою продукцию в других регионах и странах. Для успешной продажи продукции они создают дилерскую сеть, филиалы, цеха, склады и т.д., что приводит к дополнительным расходам.

3. Постоянный эффект от роста масштабов производства — когда темп роста объёмов производства соответствует темпу роста издержек.

Comments are closed .