Рубрика: Экономическая теория

Политика занятости

Сущность задачи достижения полной за­нятости в масштабе страны состоит в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости насе­ления. В этих целях используются статистический учет потреб­ности в трудовых резервах, метод «затраты — выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики.

При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости:

  • а) запрещение принудительного труда и право каждого граж­данина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
  • б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетво­рением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход
  • в) полная занятость, связанная с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Консти­туцией Российской Федерации)

В правовом государстве действует система социальных за­щитных устройств, которые применяются для обеспечения эко­номической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование заня­тости. Многие государства предпринимают следующие действия:

  • сокращают законодательно установленную продолжитель­ность рабочего времени в период массовой безработицы
  • рекомендуют осуществлять на предприятиях «разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости)
  • досрочно увольняют на пенсию работников государственно­го сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2—3 года
  • создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры — для постройки высоко­качественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработ­ных и молодежи
  • сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ог­раничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностран­цев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда — это учреждения, которые посредничают между предпринимате­лями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустрой­ство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Одна­ко направление на работу, выданное биржами, не является обяза­тельным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предло­жения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безра­ботице.

Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по без­работице, оказывающие потерявшим работу материальную по­мощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет выче­тов из заработной платы занятых.

В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эф­фективности политики занятости. С середины 1990-х гг. приори­тетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Пока­затели этого улучшения:

  • а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости
  • б) ак­тивизация усилий самих безработных по поиску нового места работы

На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты — сумму уровней безработицы и ин­фляции. С первым из этих уровней мы ознакомились. Сейчас при­ступим к изучению второй составляющей индекса.

Comments are closed .