Рубрика: Экономическая теория

Общая характеристика типов конкуренции

Существует два типа конкуренции:

  1. Совершенная (чистая)
  2. Несовершенная

Совершенная (чистая) конкуренция — когда на рынке работает бесконечно большое количество производителей или продавцов данной продукции.
Примеры чистой конкуренции очень редки. К ней можно отнести мировой рынок ценных бумаг, фермерство США.

Совершенная конкуренция на практике встречается очень редко, но совокупность понятий связанных с ней часто используются в теоретической экономике при построении экономических моделей и прогнозировании развития экономических процессов.

В условиях совершенной конкуренции нет таких негативных процессов как: перепроизводство  товаров, инфляция, безработица, монополизация рынка, поскольку в совершенной конкуренции складываются идеальные экономические условия.

Общая характеристика совершенной конкуренции:

  1. На рынке работает бесконечно большое количество конкурирующих между собой фирм, при этом ни один из субъектов (будь то производитель, продавец или покупатель), ввиду их большого числа, не могут повлиять на цены и поэтому вынуждены приспосабливаться к уже сложившимся уровням цен. Спрос на продукцию фирмы совершенного конкурента абсолютно эластичен, т. е. он всегда есть и постоянно удовлетворён.
  2. Равенство и анонимность предприятий работающих на рынке. — поскольку при совершенной конкуренции производится абсолютно идентичная продукция, то никакого значения не имеет реклама, престижность торговых марок, индивидуальные характеристики и качества продукции. Продукция фирмы А ничем не отличается от продукции фирм В С и D.
  3. Абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов  — поскольку нет никаких экономических, финансовых, технологических и иных препятствий.
  4. Независимость любой фирмы в принятии решений.
  5. Свободный вход и выход с рынка для любой фирмы — препятствий для этого не существует.
  6. Полная информированность любой фирмы о всех параметрах рынка  — о ценах, издержках, спросе, объёмах производства, свойствах товаров и другом на рынке и у конкурентов.

Несовершенная конкуренция — экономические условия взаимодействия монополий, олигополий и полиполий на рынке.

Comments are closed .