Рубрика: Экономическая теория

Нетрудовая теория ценности

Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение ценнос­ти и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы.

1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойст­вами блага. Сам покупатель дает субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводится к пониманию человеком значения по­требляемой вещи для его жизни и благосостояния.

В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают тому или другому благу разную цен­ность для своей жизни и благосостояния. Ведь не случайно сло­жились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товари­ща нет».

2. Полезные блага подразделяются на два вида:

  • а)имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т.п.). Эти вещи люди могут не считать полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетво­рения человеческих потребностей
  • б)являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим бла­гам приписывается ценность

На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, поскольку имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукцио­нах продаются раритеты (редкие ценные вещи).

Однако редкость экономических благ может быть преодолена, особенно в условиях научно-технической революции, создающей полезные вещи, которые превосходят природные продукты. Про­фессора К. Макконнелл и С. Брю пришли к выводу, что

«техниче­ский прогресс меняет нашу прежнюю характеристику проблемы экономии. Повышая эффективность производства, технический прогресс позволяет обществу производить больше товаров при неизменном количестве ресурсов».

3. В процессе личного потребления действует закон убыва­ющей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворе­ния потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый кусок хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

4. Ценность блага определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетво­ряющего наименее настоятельную потребность в продукте дан­ного рода.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага за­висят от «запаса» (наличного количества) данного продукта и по­требности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижает­ся. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и цен­ность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая зависит от его предельной полезности.

Данное положение оправдывается на практике лишь частич­но, поскольку рыночная цена зависит не только от покупателя, но и от продавца.

Как видно, основные положения теории предельной полезнос­ти отражают экономические связи, которые можно представить в формуле «потребитель — потребность — полезность — благо — его ценность — цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.

Comments are closed .