Рубрика: Экономическая теория

Натуральный продукт

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство — полезность, т.е. спо­собность удовлетворять какие-то потребности людей. Важно обратить внимание на то, что полезность — это все, что удовлетворяет любые действительные потребности. Сами же потребности могут порождаться как биологическими нужда­ми, так и духовными запросами.

Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а мно­жество полезностей, или, образно говоря, «пучок полезностей». Так, домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса. По мере развития со­временной науки и технологии производства в природных веще­ствах открывается все возрастающее количество полезных ка­честв.

Полезные свойства вещей производители и потребители мате­риальных благ выявляют и оценивают по-разному Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную оценку их вещественных свойств, позволяющих получить нужную полез­ность. Так, в железной руде определяется количество содержаще­гося в ней извлекаемого железа и других составных частей. Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это по­вышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность. Об этом могут судить покупатели многих пищевых товаров, на упа­ковках которых указываются содержащиеся в них полезные эле­менты.

Потребители довольно часто придерживаются своих субъек­тивных оценок пользы материальных благ, подчас пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на натуральные продук­ты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Раз­ве каждый из нас не проявляет свою привязанность к выбору ка­кого-то вида и сорта чая, кофе? Здесь встречаются и уникальные случаи. В Китае у малочисленной народности мяо любимое блю­до — приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука…

В натуральном хозяйстве круг полезных продуктов, создавае­мых для внутреннего потребления, очень ограничен. Иное дело — во втором роде производства. Здесь не только резко возрастает количество и разнообразие производимых продуктов, но изменя­ются также их свойства. Все это позволяет лучше удовлетворять личные запросы и выбирать из всего многообразия благ наиболее предпочтительные для каждого человека полезные вещи.

Comments are closed .